За Ильича ответишь!

Эксперты ФАС посчитали изображение вождя в клоунском колпаке оскорблением чувств граждан

Изображение Владимира Ленина на афишах иркутского ночного клуба «Акула» стало предметом разбирательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. Плакаты с Ильичом, на голову которого надет смешной колпак, были расклеены по областному центру в апреле прошлого года, незадолго до дня рождения Ленина. По словам руководства клуба, они всего лишь хотели напомнить своим посетителям об исторической дате. Между тем местные коммунисты посчитали, что Ленин в таком головном уборе стал выглядеть комично, изображение назвали глумлением над портретом и обратились в прокуратуру. Разбирательство продолжилось в антимонопольной службе. На прошлой неделе состоялось заседание комиссии УФАС, где после заслушивания обеих сторон рекламу все же признали ненадлежащей. За нарушение рекламного законодательства руководство клуба может заплатить от 40 до 500 тысяч рублей.

Коммунисты против

Дело началось с того, что в конце апреля 2009 года по всему Иркутску были развешаны афиши ночного клуба, которые приглашали на празднование дня рождения Ленина. При изготовлении рекламных плакатов вольно использовался классический и узнаваемый портрет работы художника Андреева. К лысине Ильича с помощью современных технических средств прикрепили колпак.

Шутка не прошла. Непривычное изображение Ленина оскорбило нескольких иркутян. Коммунистам, по их словам, принялись звонить самые разные люди, увидевшие рекламу. Партийные наследники Ильича решили лично убедиться в наличии такой рекламы и выехали на место.

Нестандартное видение «акулятами» ленинской вечеринки коммунисты не разделили и решили обидчиков наказать. От имени первого секретаря комитета ИОО КПРФ Сергея Левченко было отправлено письмо в прокуратуру области, оттуда оно ушло в антимонопольную службу. Разбирательство шло девять месяцев.

На прошлой неделе состоялось заседание комиссии, где наконец решился злополучный спор.

— Мы называем именем Ленина площади, пионерские отряды, всегда широко отмечаем день рождения вождя и подобные действия в рекламе считаем недопустимыми, — скорбно произнес секретарь облкомитета КПРФ Владимир Примачек. — То поколение, которое руководит сегодня предприятиями, учреждениями, клубами, не прониклось до конца ролью в истории той личности, о которой мы говорим. Вот мы и дали делу ход.

Чей колпак?

Ответчиком по делу выступило ООО «Фирма «Мастер СТМ». Ее представитель Павел Сорокин вынужден был защищаться, и, надо признать, в деле этом весьма преуспел.

— В чем выражается оскорбление чувств граждан? — уже сам с видом оскорбленного человека вопрошал он. — По мнению заявителя, глумление над портретом и изображение в клоунском виде Ленина недопустимо. Мы не согласны с тем, что колпак назван клоунским. Такого понятия вообще не существует.

Представитель фирмы-ответчика, на удивление присутствующих, поделился знаниями о другом колпаке — шутовском, который якобы существует, но и он совсем не похож на тот, что изображен на рекламном плакате. «Если ознакомиться с историческим костюмом, колпак шута выглядит совсем по-другому, — оперировал фактами подготовившийся ответчик. — А это праздничный, карнавальный колпачок именинника».

Павел Сорокин принялся старательно рассказывать о недавно появившейся традиции отмечать дни рождения в праздничных колпачках.

— Обратитесь в любое агентство праздника и спросите: «Как я смогу отметить день рождения своего ребенка?» Как вариант, вам предложат такие же колпачки. Это элемент создания праздничной атмосферы. Так и на нашем плакате представлены все атрибуты дня рождения: пирог со свечой, шарики. Да и афиша несет не оскорбительный, а исключительно положительный, праздничный оттенок. Наш колпачок на плакате не оскорбляет ни самого Ленина, ни чувства людей, которые чтят его заслуги. Ответчик даже выискал старую картинку с Лениным и детишками, где дети были изображены в смешных колпачках, и представил ее на заседании комиссии.

— Разве художник хотел этим оскорбить Ленина, детей? Думаю, что нет, — размышлял Сорокин.

Вконец исчерпав все доводы, Сорокин добавил, что ночной клуб вместе с посетителями всего лишь хотел разделить праздник с исторической личностью.

По его представлениям, сегодня мало кто помнит, что день рождения Ленина приходится на конец апреля, тем более молодые посетители клуба.

— Мы посчитали вполне допустимым нашими средствами отметить день рождения исторической личности.

— Ну, это ни в какие ворота — сравнивать день рождения вождя с днем рождения ребенка, — не желая больше слушать, возмутилась сторона заявителя.

Рыночное использование

В рамках проводимого расследования Управление ФАС обращалось с запросом в филиал Государственного исторического музея В.И.Ленина. Впрочем, несложно предположить, каково было мнение руководства филиала. Картинку назвали типичным примером рыночного использования образа Ленина в постсоветское время и сравнили с крутыми образцами на сувенирных базарах столицы.

«Создатели подобной продукции сознательно или невольно вносят свой вклад в кампанию по дискредитации в общественном сознании личности Ленина и дела, которое он олицетворял, — говорилось в тексте документа.

— В рекламе ночного клуба «Акула» вроде бы нет непристойностей, хотя соединение в зрительном ряду классического и художественного портрета работы Андреева с шутовским колпачком переносит почитаемое в советское время историческое событие из уважительного контекста в комический, превращает его в повод для смеха и развлечения толпы».

Для пущей убедительности Александр Кулиш, заместитель Управления ФАС по Иркутской области, озвучил содержание протокола с заседания экспертного совета ФАС, в который входят заслуженные деятели культуры, науки и искусства. Эксперты сочли данную рекламу оскорбительной для сторонников коммунистической идеологии и задевающей личные чувства граждан.

В результате комиссия Управления ФАС по Иркутской области, несмотря на впечатляющие попытки ответчика отстоять свою правоту, приняла решение признать рекламу ночного клуба ненадлежащей в связи с нарушением ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» (использование в рекламе оскорбительных образов). Вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности будет решен позже. Штраф за данное нарушение рекламного законодательства может составить от 40 до 500 тысяч рублей.

«Акула» и раньше нарушала

Между тем, по словам Александра Кулиша, НК «Акула» не в первый раз попадает в поле зрения антимонопольной службы. В стремлении удивить, привлечь в заведение как можно больше посетителей руководство клуба не всегда соблюдает корректность.

Так, в 2007 году ночной клуб размещал рекламу, в которой использовались бранные слова. Антимонопольщики занялись этим делом, когда к специалистам, опять же, обратились жители города, возмущенные содержанием рекламной продукции.

— Очень много таких афиш развешивалось возле школ, дети могли видеть эту информацию. По этому факту нами было проведено расследование, факт использования бранных слов был доказан, — вспомнил Александр Кулиш. — Нарушителя привлекли к административной ответственности, штраф назначен в 40 тысяч. И распространение рекламы мы тогда прекратили.

Кстати

Тема использования образов великих людей — отдельный фронт работы местного управления ФАС.

Так, в прошлом году специалисты УФАС рассматривали дело о рекламе, размещавшейся в радиоэфире. Один из иркутских магазинов спортивной одежды использовал образ Владимира Путина в рекламе своих курток. Из радиоточек, имитируя голос национального лидера, звучала фраза: «Президенты выбирают куртки».

Еще раньше в ТЦ «Иркутский» один из предпринимателей поставил в своем павильоне манекены Пушкина, Гоголя и Маяковского. Таким нехитрым образом рекламировались мужские костюмы. Управление ФАС проводило по этому поводу расследование, но, к сожалению, не нашло правовых норм, которые запрещали бы использовать в таком ключе образы великих писателей.

— Именно тогда наше управление обращалось в центральный аппарат, мы говорили о необходимости разработки нормативов, которые запрещали бы использование образов великих людей в коммерческих целях, — заключил Александр Кулиш.

А вот был случай

Иркутскому управлению ФАС удалось предотвратить распространение еще одной неоднозначной рекламы. Сеть «Эльдорадо» приготовила баннеры с фразой «Пыль сосу за копейки» с использованием тенденциозных цветовых эффектов. Первое слово во фразе оказалось практически нечитаемым, а смысл оставшейся фразы специалистам показался недопустимым.

Метки:
baikalpress_id:  23 362