Черемховское ПТУ возит тепло 65 лет

Предприятие с загадочным названием эксплуатирует кольцевые вертушки и вагоноопрокидыватели

В январе этого года свой 65-летний юбилей отметило предприятие, благодаря деятельности которого в котельные поступает топливо, а в наши дома и квартиры вовремя и бесперебойно — тепло. Называется это предприятие Черемховское ПТУ. Непосвященным может показаться, что подобная аббревиатура обозначает профтехучилище, но это совсем не так, свое название погрузочно-транспортное управление получило в те далекие годы, когда ПТУ еще назывались ремесленными училищами. Черемховское ПТУ, занимающееся перевозкой угля, пережило все трудные времена и на сегодняшний день является уникальным предприятием Сибири.

В архиве ООО «Компания Востсибуголь» хранится главная реликвия — пожелтевший от времени, но довольно разборчивый приказ об объединении всего железнодорожного хозяйства треста «Востсибуголь» в одно общее руководство — погрузочно-транспортное управление, датированный 23 января 1945 года. Как следует из даты, ПТУ было создано еще до Великой Победы.

— С тех пор, конечно, многое изменилось, — говорит Андрей Ведерников, руководитель ПТУ, — произошел переход с паровозной тяги на тепловозную, на предприятии было построено здание депо для ремонта тепловозов, недавно провели в нем ремонт, поставили пластиковые стеклопакеты, чтобы людям было теплее работать. Установили и запустили в работу новую котельную взамен старой, с паровозными котлами. С развитием технологий исчезли некоторые профессии, такие как стрелочник, кондуктор. Но, разумеется, кое-что и осталось — это исправные тепловозы, приобретенные еще в 70-х годах, поддерживаемые в исправном техническом состоянии трудом локомотивных бригад и ремонтного персонала локомотивного депо. А из нематериального — это добросовестное отношение к работе, которое мы стараемся всячески поощрять.

После беседы с руководителем мы встретились с его заместителем по железнодорожному транспорту Федором Литвиненко. У Федора Николаевича беспрестанно звонит телефон, в его кабинет один за другим заходят люди, заму по железнодорожному транспорту каждые пять минут приходится решать производственные проблемы.

Наконец наступает затишье, и Федор Николаевич, человек, отдавший предприятию 35 лет своей жизни и, несмотря на возраст, не спешащий на пенсию, рассказывает о своем хозяйстве.

Казалось бы, ну что особенного — забрал уголь с разреза «Черемховский», перевез его на Касьяновскую обогатительную фабрику, а оттуда на железнодорожную станцию Касьяновку. Но оказалось, что все не так просто. Уголь на разрезе добывается разного качества, твердое топливо марки ДР идет рядовому потребителю, вагоны с этим углем поставляются на станцию Черемхово. А оттуда уже по всей Иркутской области и за ее пределы — в Читу, Улан-Удэ и даже за границу.

Уголь качеством похуже грузится в кольцевые вертушки, состоящие из думпкаров (вагонов-самосвалов) и полувагонов. Кольцевые вертушки такое название получили неспроста, ведь курсируют они по кругу от разреза до обогатительной фабрики. Там полувагоны выгружают на вагоноопрокидывателе, благодаря ему 70-тонный вагон с углем разгружается за 4 минуты.

Как выяснилось, передвижение по железнодорожному перегону между ст. Черемхово и ст. Касьяновка — это, можно сказать, уникальное право ЧПТУ. Погрузочно-транспортное управление — единственное в Сибири предприятие, которому ВСЖД разрешила перевозить уголь собственными поездными формированиями. Не будь у ПТУ этого права, черемховский уголь, который ценится даже в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, стоил бы гораздо дороже, что сказалось бы на энерготарифах. Во время нашей беседы с Федором Николаевичем возникла нештатная ситуация — железная дорога подала ПТУ вагоны с остатками угля. Замдиректора дал указание поездному диспетчеру отказаться от этих вагонов и запросить другие.

— Почему? — недоумеваем мы. — Вам же выгодно, меньше придется загружать.

— Что вы! — машет рукой Федор Николаевич. — По правилам перевозок мы не имеем права грузить уголь в полувагоны, в которых есть остатки ранее перевозимого груза, даже угля, мы же несем ответственность перед грузополучателем за качество угля.

Не так давно Черемховское ПТУ (в составе разреза «Черемховуголь» ООО «Компания Востсибуголь») стало частью огромной энергоугольной компании «Иркутскэнерго».

— Мы за 65 лет под чьим руководством только не были, — говорит зам по производству, — но после перехода в систему «Иркутскэнерго» нельзя не отметить, что мы стали работать стабильнее. К примеру, раньше мы зимой работали, летом стояли — кому в теплое время года нужен уголь? Теперь же летом мы пополняем топливные запасы свежим углем, а потом занимаемся плановым ремонтом путей, тепловозов. Наш переход я считаю взаимовыгодным, Иркутскэнерго обеспечивает нам стабильное положение, мы же в свою очередь поставляем более дешевый уголь, нежели тот, который раньше привозился из Красноярского края.

Справка

ОАО «Иркутскэнерго» — крупнейшая в России энергоугольная компания, включающая в себя тепловые и гидроэлектростанции, а также тепловые сети, угольные разрезы, транспортные предприятия, ремонтные заводы и обогатительную фабрику. Установленная мощность электростанций компании — 12,9 ГВт, в том числе ГЭС более 9 ГВт. Суммарная производственная мощность разрезов (бурый и каменный уголь) 14,9 млн тонн в год. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом принадлежит 40% акций ОАО «Иркутскэнерго», 50,19% акций находятся в собственности крупнейшей российской частной энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» (принадлежит En + Group).

Метки:
baikalpress_id:  23 355
Загрузка...