Тайны кукольного закулисья

Журналист воочию увидел, как готовят трех поросят

Безусловно, каждый читатель хотя бы примерно представляет, что происходит за кулисами театра: артисты готовятся к спектаклю, в воздухе витает особый театральный аромат: смесь грима, краски и чего-то почти неуловимого. А как происходит процесс подготовки спектакля в театре, где главные герои —куклы? В поисках ответа на этот вопрос я отправилась в иркутский театр кукол «Аистенок».

Между прочим, искусство театра кукол — одно из самых древних и наиболее интересных. Иркутянам повезло — они имеют возможность увидеть кукольные представления собственными глазами. В репертуаре «Аистенка» на сегодняшний день около тридцати спектаклей с самыми разными куклами.

Суббота, послеобеденное время. В театре начинается подготовка к завтрашнему спектаклю «Три поросенка и волк». Меняют так называемую одежду сцены. Машинист сцены Денис, звукооператор Владимир и актер Андрей ловко собирают конструкцию из металлических труб. Сверху на нее устанавливают восьмислойные фанерные щиты, по которым вполне могут передвигаться актеры.

Вообще, монтаж конструкций — один из основных этапов подготовки сцены к спектаклю. Этот процесс может занимать различное время: от пятнадцати минут, если действо проходит, скажем, на выезде в детском саду, до трех-пяти часов, если конструкция сложная.

Когда заканчивается установка конструкции, Елена Истратова, заведующая труппой, спускается в рабочую яму, чтобы достать из ящиков куклы. Стоит отметить, что они хранятся по-разному. Есть спектакли, куклы из которых обитают в специальных ящиках, другие хранятся отдельно — в коробках. Есть и те «актеры», которых подвешивают на специальных гребенках — конструкциях, внешне похожих на расческу. Некоторые куклы гораздо удобнее хранить именно в таком состоянии, например для того, чтобы не помялся костюм.

В спектакле «Три поросенка и волк» задействованы три актрисы, которые управляют поросятами — Наф-Нафом, Нуф-Нуфом и Ниф-Нифом, еще две — куклами собак: черной и белой, а также фигурками бегающих грибов. Два актера изображают охотников, и еще один — волка.

Елена Федоровна терпеливо раскладывает кукол на специальные скамейки, покрытые тканью. Каждой кукле отводится специальное место. Это необходимо для того, чтобы во время спектакля актер легко, на автомате мог взять ту или иную, а не искать ее подолгу, теряя драгоценное время. Завтра, в день представления, актеры придут на сцену, проверят местоположение кукол.

— Есть спектакли, которые идут много лет, и нет необходимости их репетировать, — говорит Елена Истратова.

«Три поросенка и волк» как раз из таких. Елена Федоровна беседует со мной, а сама в это время автоматически раскладывает куклы, элементы реквизита, рассматривает детали одежды поросят.

— Есть куклы, которые не надо специально готовить к спектаклю, разве что воротнички помнутся, их нужно отутюжить, — говорит Елена Федоровна, снимая с одной из кукол фиолетовый воротник. — Но есть и такие куклы, которые необходимо готовить перед каждым спектаклем. У них заминается костюм, из-за того что не совсем удобная ткань, например.

В это время машинист сцены Денис Марцинечко развешивает деревья на пропеллер — специальную вращающуюся конструкцию. Эта работа не из легких. Одно неверное движение — и Денис порезал палец. Елена Истратова тут же оказывает ему первую помощь, попутно замечая:

— Вот так и получается, что основными медицинскими средствами в аптечке монтировщика являются зеленка, бинт, пластырь и вата. Что ж, бывают и такие нештатные ситуации во время подготовки к спектаклю.

На следующий день — в воскресенье — с утра пораньше в театр придет Юрий Малахтин и установит для спектакля необходимый свет. Через некоторое время сцену заполнят актеры, которые начнут повторять свои музыкальные номера, проверять расположение кукол. Чуть позже в зале погаснет свет — и свершится чудо. Чудо спектакля. И зрители — родители и дети — не будут знать, сколько сил и времени было потрачено на то, чтобы ближайшие два часа доставили им удовольствие.

Метки:
baikalpress_id:  23 299