Посторонним стоянка запрещена

На каком основании магазины, банки и рестораны бронируют места парковок табличками «Только для клиентов»?

В последнее время все чаще на улицах Иркутска встречаются парковки не для всех. Дабы воспользоваться ими, нужно непременно быть сотрудником банка или, например, посетителем кафе. В одних случаях таблички из разряда «только для посетителей» или «кроме автотранспорта» дополняют дорожные знаки «Стоянка запрещена» или «Парковка». В других — служат довеском к знакам-имитациям, нарисованным едва ли не от руки. Застолбить карманы и обочины спешат все: и коммерческие организации, и государственные учреждения. Еще одним препятствием для парковки служат шлагбаумы, столбики и прочие заборчики, преграждающие путь автомобилям. Если раньше от посягательств чужих авто были защищены близлежащие территории таких госучреждений, как больницы, ОВД или ФСБ, то сегодня дворы и переулки бронируют гостиницы и даже мелкие конторки.

Места парковок забронированы

Нехватка парковочных мест в Иркутске давно стала проблемой. В центре города на узких улицах с несметным количеством магазинов и офисов найти место для автомобиля становится искусством. Усугубляет положение и стремление всех и каждого забронировать кусок обочины под окном. Грешат подобной избирательностью аптеки, магазины, банки, торговые центры и прочие коммерческие организации. Бронируют места парковок и госучреждения. Правда, речь в таких случаях идет обычно не о клиентах, а о сотрудниках.

— Я считаю, это безобразие. Ущемление прав автолюбителей, — уверен иркутянин Вячеслав Белобородов. — Куда ни сунься, кругом стоянка «только для...». Почему я обязательно должен быть клиентом, чтобы припарковаться у магазина или торгового комплекса, причем на дороге общего пользования?

Солидарен с этим мнением и автолюбитель по имени Михаил.

— Число таких знаков в городе растет, я это вижу. Считаю, им не место на улицах Иркутска, это незаконно. Я, например, их попросту игнорирую.

Законно или нет?

В управлении ГИБДД города Иркутска пояснили:

— Знаки устанавливаются в основном по заявкам жильцов либо владельцев предприятий, организаций, — говорит старший автоинспектор ГИБДД Вадим Сметанин. — Они обращаются с просьбой установить тот или иной дорожный знак, мы выезжаем на место и определяем, нужен он там или нет. Исходя из пропускной способности улиц и прочих параметров. На вопрос о том, не ущемляют ли права автолюбителей знаки из разряда «только для клиентов», старший автоинспектор пояснил:

— Зачастую это обусловлено тем, что сами компании обустраивают карманы. То есть каждый обустраивает их конкретно для своих клиентов. Поэтому такие знаки и ставят. Ничего в этом ущемляющего нет. Вместе с тем таблички из разряда «только для...» не относятся к категории дорожных знаков. В правилах о них не сказано ни слова.

— Это самодеятельность, — комментирует Сергей Бухаров, инструктор автошколы «В движении». — В Правилах дорожного движения таблички такого рода содержания даже не упоминаются. Их с полным основанием можно просто игнорировать. Либо остановка разрешена, либо запрещена. Пояснения могут касаться лишь временных отрезков — время суток, дни недели, субботние, воскресные, праздничные дни. Например, проезд запрещен. Пример тому — знак, запрещающий проезд по улице Урицкого с пометкой «с 9.00 до 19.00».

Подтвердил данный факт и ответственный секретарь административной комиссии Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска Андрей Маркелов.

— Дорожные знаки, расположенные на городских улицах, не могут быть избирательными, они в равной степени касаются всех. Установленные под ними таблички «кроме клиентов...» или «только для...» — это уже самодеятельность. У нас есть федеральные надзорные органы, например прокуратура, в чьей власти устранить подобные нарушения, — отметил Андрей Маркелов. — Я знаю, что многих водителей такая постановка вопроса возмущает. Правда, к нам по этому поводу никто пока не обращался. Решение таких вопросов не в нашей компетенции, но если обращения будут, мы передадим их в соответствующие инстанции.

Дорожные знаки в свободной продаже

Куда обращаться, если законность дорожного знака, например «кирпича» или «Стоянка запрещена», вызывает вопросы? По словам юриста, сотрудника компании «Автоюрист» Алексея Павлова, на каждом дорожном знаке должен стоять регистрационный номер. Если его нет, значит, и в дислокации дорожных знаков он, скорее всего, не числится. Чтобы узнать наверняка, достаточно обратиться в управление ГИБДД — ответ оно обязано предоставить в течение 10 дней.

Мы же провели небольшой эксперимент. Навскидку тщательному осмотру мы подвергли три знака «Парковка» и «Стоянка запрещена» с табличкой «кроме...». Ни на одном из них регистрационного номера так и не усмотрели. Более того, как выяснилось, приобрести настоящий дорожный знак может, оказывается, любой гражданин. По наводке одного из автолюбителей-таксистов мы позвонили на Иркутский завод дорожных машин. На вопрос, можно ли приобрести знак «Стоянка запрещена», приятный мужской голос ответил, что можно. Стоимость — 1070 рублей. Время изготовления — час. И никаких документов из ГИБДД предъявлять не надо. Были бы деньги. Кстати, можно дорожные знаки приобрести и через Интернет в буквальном смысле с доставкой на дом.

Впрочем, несмотря на доступность покупки, находятся и те, кто ограничивает возможность стоянки самодельными или почти самодельными шедеврами. Учреждение под вывеской «Центр сексологии» обозначило знак парковки для своих клиентов прямо на рекламном щите. По соседству со «средствами укрепления любви» и love-игрушками. Стоит ли говорить, что ни малейшей силы знак не имеет.

«Предъявите документ!»

Еще один злободневный вопрос — шлагбаумы и прочие заграждения, которые ограничивают проезд автомобилей. Не так давно в связи с обращениями водителей (а скорее, хозяев местных магазинчиков) антимонопольная служба обязала местные власти убрать шлагбаум с единственной пешеходной улицы Иркутска. Вопрос, быть заграждению на Урицкого или нет, обсуждается сейчас на самом высоком уровне. А между тем соседняя улица Литвинова со стороны Дзержинского закрыта, причина — здание ГУВД. Закрыт для проезда один из дворов-колодцев по улице Карла Маркса — спокойствие мелких фирм и конторок, уютно расположившихся на задворках, надежно охраняют шлагбаумы. Еще одно заграждение появилось не так давно в районе ночного клуба «Стратосфера» — там, где возвышается с недавних пор фешенебельный отель. Словом, примеров масса, вопрос лишь в законности.

Алексей Павлов работает в юридической компании, которая специализируется на защите прав автолюбителей. По словам юриста, городские дороги, улицы, дворы — все это земли общего пользования. А значит, в случае если речь идет не о муниципальных предприятиях, а о частных коммерческих структурах, единственным основанием для установки шлагбаумов и табличек из разряда «кроме клиентов...» может быть документ, свидетельствующий о том, что данная территория находится в частной собственности или в аренде.

— Причем в договоре об аренде обязательно должна быть пометка о том, что из категории земель общего пользования эта территория переведена в какую-либо иную категорию. Только тогда документ может служить основанием для ограничения доступа.

Провернуть такой перевод крайне сложно — на практике практически невозможно. Это требует согласований с десятком инстанций. Так что если вы проигнорировали злосчастную табличку или, воспользовавшись ситуацией, проехали за шлагбаум, в доказательство правонарушений со своей стороны вы запросто можете потребовать предъявления вышеперечисленных документов. Причем по совету юриста доказывать свою невиновность не стоит — если охранники считают, что вы нарушили закон, пусть они это и доказывают. Другой вопрос — будет ли охрана с вами разговаривать, и если будет, то как. К сожалению, многие водители говорят о некомпетентности, а иногда и агрессивности представителей охранных структур.

— Однажды буквально на моих глазах, препираясь с девушкой, которая заехала за ограждение, охранник пнул машину и сломал бампер. Свои действия он сопровождал отборным матом, — рассказывает иркутянин Вячеслав Белобородов. — На защиту девушки встали все, кто был в тот момент на улице, в том числе и сотрудники охраняемой организации. Правда, чем дело закончилось, не знаю.

Стоит ли говорить, что в случае столь неадекватного поведения охраны первое, что нужно сделать, — это вызвать наряд милиции.

Стоит взять пример

Отдельной строкой отметим: во многих российских городах борьба с незаконными парковками ведется на уровне властей. Примеры тому Санкт-Петербург, Новосибирск. В городе на Неве, например, инициатором чистки улиц от табличек из серии «кроме клиентов...» (табличек, которые как минимум не прописаны ни в одном нормативном акте) выступил два года назад один из депутатов. Ситуацию комментировала сама Валентина Матвиенко.

В столице Татарстана к операции «Без лишних знаков» и вовсе привлекли рядовых горожан, жалобы от которых в массовом порядке принимала ГИБДД Казани. В итоге из 23 лишних, по мнению жителей, знаков 12 демонтировали. В Иркутске подобных инициатив пока не наблюдается. А жаль...

Мнения в Интернете

Тема шлагбаумов и блатных парковок широко обсуждается и в Интернете. Вот лишь несколько сообщений с одного из иркутских автомобильных форумов.

Gella: «Иногда принципиально паркуюсь в таких местах. На выезде с Карла Маркса на одну из улиц висит вообще от руки нарисованный знак типа «Остановка запрещена», кроме посетителей какого-то цветочного магазина... Припарковалась. Вышел охранник: «Девушка, видите знак?» «Нет, — говорю, — не вижу, вижу только аппликацию, издали напоминающую знак...» Он отвернулся и ушел. Сказать-то, собственно, нечего...»

Kostya12: «Колеса проткнуть могут». ToRpedo: «А вам это надо? Потом будете тут спрашивать: «Где дешево покрасить машину?» или «Куплю шины» и т. д. Я стараюсь не конфликтовать в таких ситуациях. Себе дороже будет...»

Метки:
baikalpress_id:  23 282