В чем провинился сельский учитель?

Пишу вам с просьбой помочь мне разобраться в одном вопросе. Я сельский учитель, живу и работаю в Усть-Илимском районе, с. Подъеланка. Отпуск у нас большой, всегда летом, и, казалось бы, выплаченных денег должно хватить на спокойное проживание (с учетом того, что отдыхать здесь же, в деревне, никуда не выезжая) двух с половиной месяцев и потом еще месяц до получки после выхода из отпуска. В сумме получается — три с половиной месяца мы должны прожить на отпускные со своими детьми. Поэтому, наверное, понимаете, что ждем выхода на работу, может быть, и с неохотой, кривить душой не буду, но с сознанием того, что выходить необходимо из материальных соображений и относительного благополучия для семьи.

В этом году в связи с финансовым кризисом и приказом об оптимизации нас заставили в августе идти в дополнительный неоплачиваемый отпуск еще на две недели. Вот и возникает вопрос, правомочны ли наши начальники в данной ситуации. Если они имеют право в целях экономии оставить без средств к существованию учителей и их семьи, то неужели нельзя было решить этот вопрос как-то по-другому? Например, отправить в отпуск без содержания учителей-пенсионеров, они хотя бы стабильно получают пенсию и протянуть до зарплаты в октябре в состоянии.

У остальных же куча проблем: надо собрать детей в школу или в другие учебные заведения, детям-студентам оплатить квартиры или общежития, заплатить за учебу, дать им денег с собой, да и самим кушать хочется. Пониже сделать зарплату начальникам — тоже выход.

Или так поступили только с нами, сельскими учителями? Почему? В чем мы провинились? Мы и так уже забыли, что такое доплата за методическую литературу (не получали ее несколько лет): один предметный журнал стоит 500—600 рублей, а если ты учитель химии-биологии или русского-литературы, да к тому же еще классный руководитель — это выльется уже в 1800—2000 рублей за полугодие, а хочется что-нибудь выписать и детям, и мужу, и для семьи в целом. Знаем, что положен каждой школе надтарифный фонд, но из-за того, что мы исчерпали все отпущенные нам лимиты, мы и о нем стали забывать. Консультации для слабоуспевающих детей или по подготовке к экзаменам мы тоже проводим за свой счет (взять с родителей нечего).

Замена уроков отсутствующих учителей нам тоже уже давно не оплачивается — работаем за отгулы. Ремонты в кабинетах делаем на скудную помощь родителей, но больше выкладываем из своего кармана. Каждый месяц ездим на районные семинары за свой счет (живем мы в 150 км от районного центра), только потому, что это нужно нам; плюс к этому разные конференции, конкурсы, советы. К началу сентября каждый сельский учитель приобретает в класс — мало ли что может случиться — 10—15 карандашей, ручек, резинок, линеек, циркулей, кисточек, тетрадок, альбомов, цветной бумаги, картона и так далее. Вот и посчитайте, что остается у учителя. А ведь он идет на работу, чтобы потом получить зарплату для себя и своей семьи, а не для того, чтобы вложить свои кровные деньги в государственную школу.

В сентябре 2008—2009-го учебного года в нашей школе объединили в один 8—9-е классы. Учителя по собственной инициативе их разъединили и приняли решение работать за счет оплачиваемых отгулов. Думали, в августе отгуляют. Отгуляли. Вот и проявляй инициативу, думай о детях.

Все решения министров и депутатов в вопросах образования почему-то направлены в первую очередь против сельских учителей. Наверное, это самая ущербная категория, из которой проще всего сделать — извините за грубость — козлов отпущения.

Вот пишу вам, а сама боюсь, что наврежу своим коллегам. Мы уже который год живем как на вулкане, потому что каждый год ждем закрытия школы или частичного сокращения штатов, если оставят только начальную школу или девятилетку. Детей у нас мало — вот в чем проблема. И бросит нас родное государство на произвол судьбы: идите куда хотите, делайте что хотите. У меня стаж работы в школе немаленький, но за это время не накопила богатства, не купила квартиру в городе — ничего, кроме грамот. Так что ехать некуда и не на что.

Если закроют школу — хоть в петлю вместе с детьми. На протяжении своей учительской деятельности только и слышу от начальства, от детей, от родителей: вы должны, вы обязаны, обязаны, должны... А где же права-то наши? В лихие 90-е нам на совесть давили, в этом году насильно заставили за Долгова голосовать. Что же государство постоянно нас рабами делает? Как учитель-раб может воспитать свободного ученика? Что же никто за нас не заступится? Вы не подумайте, что я хожу на работу только из меркантильных соображений, нет, я люблю свою профессию, радуюсь каждому дню с ребятишками в школе. Но я не виновата, что жизнь слишком дорога.

Я глубоко уважаю своих коллег, их труд бескорыстен, они честные и творческие люди. Они достойны уважения. В связи с началом нового учебного года я от всей души поздравляю всех сельских учителей с праздником. Для них это по-настоящему праздник. Желаю здоровья, оптимизма, творческих успехов и достойного внимания со стороны власти.

С уважением — учитель, с. Подъеланка

От редакции. В связи с обращением в газету «СМ Номер один» учителя Подъеланской средней школы Усть-Илимского района информирую Вас по существу заданных вопросов.

Отпуск без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ предоставляется только с согласия работника. Поэтому заставить идти учителя в отпуск без сохранения заработной платы администрация школы не имела права.

Компенсация на приобретение методической литературы выплачивается педагогическим работникам ежемесячно в сумме 100 рублей из муниципального бюджета.

За выполнение функций классного руководителя учителям производится выплата из надтарифного фонда, размер которой устанавливается учреждением. Кроме того, ежемесячное дополнительное вознаграждение из федерального бюджета за выполнение функций классного руководителя выплачивается сельским учителям из расчета 1000 рублей (с учетом районного коэффициента, установленного федеральным органом, в размере 30% для жителей Усть-Илимского района) — при 14 и более обучающихся в классе. Если количество детей в классе менее 14 человек, выплата производится с учетом уменьшения вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Индивидуальные консультации обучающихся можно проводить за счет часов школьного компонента учебного плана учреждения, которые подлежат тарификации и, соответственно, входят в заработную плату учителя. Проведение разовых уроков за отсутствующего учителя также должно быть оплачено из фонда оплаты труда.

Приобретение канцелярских товаров, использующихся в процессе обучения, производится за счет учебных расходов, предусмотренных субвенцией из областного бюджета.

В связи с тем, что правительством Иркутской области с начала текущего года проводится работа по сбалансированности областного бюджета посредством максимально возможного сохранения доходной базы областного бюджета за счет мобилизации резервов, во всех муниципальных образованиях области проводятся мероприятия по оптимизации расходования средств областного бюджета.

Коэфициент удорожания, учитывающий доплаты и надбавки надтарифного фонда, установлен в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 июня 1992 года № 1037-р «О надбавках за сложность, напряженность и высокое качество работы работникам сферы образования».

При этом учитывается, что в надтарифном фонде имеются обязательные доплаты и надбавки за работу, не входящую в круг основных обязанностей, то есть за выполнение дополнительных работ (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами и т. д.) и выплаты стимулирующего характера (сложность, напряженность, высокое качество работы и прочее). При расчете субвенции на образование учтено, что все обязательные доплаты и надбавки, ранее выплачиваемые из надтарифного фонда, будут сохранены. В школах, расположенных в сельской местности, в соответствии с установленными нормами комплектования численность детей в классе должна быть не менее 20 человек. В Подъеланской средней школе обучается всего около 60 детей.

В связи с малой численностью администрацией школы принято решение об объединении классов с малой численностью, что не противоречит законодательству.

В.С.Басюк. Подготовила Татьяна Мегельбей.

Метки:
baikalpress_id:  42 028