«Деньги отдам детям»

Суперприз газеты «СМ Номер один» получила многодетная мама

Мы уже сообщали о том, что приз первого полугодия — тридцать тысяч рублей — уехал в Баяндаевский район, в деревню Кокорина, почтальону местного почтового отделения Аграфене Табаровой. Ей, как многодетной матери, этот подарок пришелся весьма кстати. Мы же были встречены в деревне как дорогие гости, и кокоринцы с удовольствием рассказали нам о своем житье-бытье.

Студентами гордятся всей деревней

Торжественная встреча, которую устроили кокоринцы, нас несколько смутила: на границе села Ользоны, к муниципалитету которой принадлежит деревня Кокорина, редакционную машину встретила целая делегация — представители поселковой администрации, начальник почты. Глава поселковой администрации села Ользоны Анатолий Имеев пожелал, чтобы получение призов стало доброй традицией для местных жителей. По бурятскому обычаю дорогих гостей приветствовали белой пищей, а по-русскому — хлебом-солью. Но мы, благодарные за теплый прием, не знали еще, насколько торжественную встречу устроили нам сами кокоринцы. Предполагая, что едем в гости к одной только Аграфене Васильевне, спокойно тряслись по гравийке те 20 километров, которые отделяют деревню Кокорина от «большой земли» — федеральной трассы.

Сама деревня срослась из двух деревушек — Маркеловки и собственно Кокорина. Школа, куда мы направлялись, находится в главной — кокоринской — части. И как же мы были удивлены, когда после торжественной встречи на дороге нас ожидала не менее торжественная встреча в школе, где был на этот день назначен большой праздник и нас ждали, специально задерживая его начало. Учащиеся местной школы-девятилетки в этот день поздравляли своих бабушек и дедушек с Днем пожилого человека.

Девятилетняя школа, где учатся пятьдесят кокоринских ребятишек, — во всех смыслах центр деревни. Не только дети, но и взрослые находят в ней свой интерес. Вся культурная жизнь проходит в школе, все праздники проводятся там же. Учителя знают все и обо всех. Мы попали на один из таких праздников, без преувеличения семейных. Ребята, которые занимаются в пришкольном фольклорном ансамбле «Солнышко», пригласили своих бабушек и дедушек, устроили им красочный, звонкий концерт. Внуки рассказали о каждом приглашенном пенсионере. Мы были удивлены, что практически у каждой кокоринской бабушки такое большое количество внуков — по восемь-девять, а у некоторых и больше двадцати.

— А вот если бы вы к нам на праздник золотой осени приехали!.. Этот праздник у нас традиционный, как Новый год. Такие блюда родители готовят — лучше, чем в ресторане! — говорят учителя.

Они вспоминают, что лет десять назад родители и вовсе приносили на праздник осени запеченных поросят. Дети показывали представление, а потом все садились за стол съедать экспонаты праздничной кулинарной выставки. Учителя гордятся такими традициями и считают, что здоровая именно в моральном плане атмосфера деревни, жизнь на виду помогают воспитывать морально здоровое поколение кокоринцев. К детям здесь относятся очень серьезно не только учителя, но и, самое главное, родители, которые принимают самое активное участие в жизни школы.

— Но мы очень нуждаемся в учителях. Пусть к нам приедут хоть молодые, хоть пенсионеры. Нужны преподаватели английского, математики, биологии. Жильем, дровами и водой обеспечим. У нас родители очень заинтересованы, — говорят учителя.

И те, что постарше, поколения Аграфены Табаровой, вспоминают, в каких условиях учились сами, когда в деревне Кокорина еще не было учебного заведения:

— Закутают нас родители, в грузовую машину посадят, человек по сорок в кузове, и едем до своей школы.

А те, что помладше, — сами выпускники этой же школы. И сами, уезжая на учебу, скучали. Сегодня благополучные ребятишки кокоринцев учатся в городе в колледжах — в педагогическом, энергостроительном, аграрном. Одна девочка даже поступила в театральное училище. Ею теперь гордятся всей деревней.

Секрет морального здоровья

Почему же среди прочих деревень Кокорина стоит особняком? Почему почти нет в ней неблагополучия, полуголодных детей пьянствующих родителей, как теперь в каждой, за редким исключением? Ведь, по существу, экономические изменения затронули кокоринцев ничуть не меньше, чем всех прочих селян. И в деревне Кокорина младшие дети сейчас не знают, как хлеб растет, — поля в округе давно не засеваются, стоят в дикой траве. Совхоза давно нет, работы нет, все живут подсобным хозяйством. Мужчины уезжают на заработки в город, поэтому в деревне на момент нашего приезда были одни только женщины.

Может быть, действительно здесь сыграла роль удаленность от основной дороги — вроде не так уж и далеко, но на отшибе стоит деревня Кокорина. Не залетают сюда недобрые веяния современного мира, хотя телевизор есть в каждой семье. Традиции — деревне, по подсчетам жителей, уже лет триста — оказались сильнее телевизора. И здоровый нравственный уклад возобладал. Сюда даже ребятишек родственники привозят на перевоспитание, потому что здесь все плохое, говорят сами жители, осуждается. Иван Хуринхеев, учитель истории, и Ольга Халжушкевич, учительница русского и литературы, — патриоты деревни, занимаются краеведением.

— А она у нас вообще патриот Маркеловки, — по-доброму смеются коллеги над учительницей русского, которая отстаивает право маленькой Маркеловки считаться отдельной деревней, хотя бы исторически. Сейчас Маркеловка — просто улица. Но когда-то жили в ней именно маркеловцы, а не кокоринцы. И более состоятельные и предприимчивые кокоринцы нанимали маркеловцев на работу. Маркеловка моложе деревни Кокорина лет на сто. Занимались в этих деревнях извозом — по Якутскому тракту возили северные грузы. Также держали постоялые дворы. Был еще маленький кирпичный заводик.

— И вот как интересно было: Маркеловка работала — Кокорина богатела. В начале 30-х годов образовалось два колхоза — «Красный Маркел» в деревне Маркеловка и «Красный пахарь» в деревне Кокорина. В 1957 году колхозы объединились в один совхоз. Так началось слияние деревень. И теперь на карте Маркеловка обозначена как нежилая. И почту носят на улицу под названием Маркеловка, где стоит 20 домов. Но есть у Маркеловки своя история. И даже летопись — ветеран войны Владимир Тюменцев составил хронику событий 30—70-х годов, где описано, как строили взаимоотношения жители этих двух деревень.

Впрочем, многие местные жители трепетно относятся к месту проживания своих предков. Ведь с тех пор, как деревня Кокорина была чисто русской, прошло много времени. Теперь русские и буряты, переехавшие из соседних исчезнувших улусов (их было пять), живут вместе. Семьи, которые приехали из улусов, ездят к местам проживания предков поклониться им. Конечно, там никто теперь не живет, и домов почти нигде не осталось. В улусе Шаракшан, например, в прошлом году умер последний житель. Национальный вопрос в деревне Кокорина не стоит — здесь даже детские праздники непременно проходят в содружестве двух культур: русской и бурятской.

Многодетная деревня

Кокорина — деревня семейственная. Удаленность от Баяндая, Ользонов и других больших деревень кокоринцы воспринимают скорее как положительный фактор: мол, нравы чище. Вообще, таких деревень, как Кокорина, нам на просторах Иркутской области встречалось довольно мало — благополучных, морально устойчивых, дружных. Семьи здесь полновесные, с несколькими ребятишками. Достаточно многодетных семей. А если у кого недостает своих, то берут на воспитание: опекают детей родственников или же принимают сирот из детского дома.

Призер «СМ Номер один» Аграфена Табарова сама из многодетной семьи — одна из 14. Из многодетной семьи и ее муж. Свекровь Аграфены Васильевны — мать-героиня, воспитавшая десятерых детей.

— У свекрови, представьте, двадцать четыре внука! У меня пока три — две девочки и внучок. У младшего сына — выпускной. А внука на будущий год в школу приведу, — улыбается Аграфена Васильевна, мать шестерых детей. Дети в деревне Кокорина вырастают трудолюбивые. В августе-сентябре в деревне нет ни одного ребенка — все в лесу, на промысле.

— У нас есть семья, которая за сезон на ягодах и грибах 60 тысяч заработала, — хвастаются учительницы.

Но и есть с кого брать пример. Аграфена Табарова, когда-то секретарь местной ячейки комсомола, и в молодости вкалывала вполне по-стахановски: день на ферме работала, а по вечерам зерно на складе перебирала. И, перейдя в зрелые годы работать на почту, отдыха не видела — до недавнего времени приходилось ей двадцать километров от почты до деревни Кокорина добираться то на попутках, а то и пешком. Семнадцать лет она стояла на дороге зимой и летом, чтобы разнести почту. Недавно купила машину. Но заправляться приходится на свои деньги. Для скромного семейного бюджета Табаровых это существенная тяжесть.

— Я вот и поверить не могу, что деньги выиграла.

— А что с ними сделаете? Что-то себе купите или, может, в дом что-то?

Аграфена Васильевна думает недолго:

— Детям раздам.

Метки:
baikalpress_id:  12 001