Школьные конфликты

В начале года первоклассники утверждаются в статусе ученика

Сентябрь-октябрь крайне сложны не только как переход от каникулярной бездеятельности к режиму напряженной работы в школе и дома. Учебная жизнь, социум предполагают возникновение и развитие конфликтов. Порой это обычные школьные недоразумения, выяснение отношений, борьба за место под солнцем. Но иногда конфликты доходят до того, что тот или иной ученик вынужден поменять школу. Очевидно одно — ребенок должен уметь выходить из конфликтной ситуации, будь это сложные отношения с учителем или активное соперничество с соседом по парте, с наименьшими потерями, с минимумом душевных ран. Как же научить этому своих детей?

Классификация школьных конфликтов

Конфликты в начальной школе, особенно в первом классе, — это в первую очередь самоутверждение ребенка в статусе ученика. По своей природе более агрессивны, а значит, и более конфликтны мальчики, особенно ярко это проявляется, если мальчишка обладает взрывным холерическим темпераментом. У парней отсутствуют сдерживающие центры, они более импульсивны, и вообще разжигать огонь, в том числе и огонь войны, — характерное свойство личности мужского пола.

Как утверждает Людмила Урбанович, педагог-психолог иркутской школы № 24, школьные конфликты в младших классах можно классифицировать следующим образом:

1. Борьба за лидерство. Обычно в классе учится один-два сильных харизматичных лидера, которые быстренько занимают свои позиции и умело верховодят в коллективе. Но если в классе много ребят с ярко выраженными лидерскими наклонностями, то начинается борьба за лидерство. Порой с применением, как принято сейчас говорить, «грязных технологий». Так что если ваш малыш уже в детском саду проявлял лидерские качества, то в школе ему может быть нелегко, особенно если он схлестнется с более сильным, амбициозным характером.

2. Борьба за место под солнцем. Дети соревнуются, кто из них самый достойный, сражаются за любовь и внимание учителя. Эта борьба характерна не только для лидеров, но и для детей с мягким, незлобивым характером.

3. Борьба за статус ученика. Особенно это характерно для девочек, некоторые из них рьяно мечтают о статусе первой ученицы в классе, «звезды в тумане». Отсюда и манипулирование сознанием учащихся, общественным мнением.

Учите ребенка извиняться

Обычное состояние рядового человека — быть несовершенным. Но если к этой простой истине и взрослые приходят с трудом, то что уж тут говорить о детях? Поэтому если конфликт произошел, не стоит слишком винить в нем и того, кто был его виновником, и того, кто является потерпевшей стороной. Чувство вины способно не только отравить жизнь ребенка, но и вызвать психосоматические болезни. Поэтому родителям не стоит, с одной стороны, игнорировать конфликт, а с другой — заострять на нем повышенное внимание, ковыряться в душе ребенка и тем более обвинять его в случившемся. Примерьте ситуацию на себя — все ли у вас гладко на работе, безупречны ли ваши отношения с родителями, с мужем? А ведь детям выходить из конфликтных ситуаций намного сложнее, так пусть хотя бы дома у малыша будет поддержка, безусловное понимание. В идеале конфликтующие стороны, в конце концов, должны примириться.

— Важно принять форму извинения как обязательную. Учите этому детей с детства — умению признавать свои ошибки и просить прощения, — советует Людмила Урбанович. — Примирение будет более искренним, если предложить конфликтующим обнять друг друга, скрепить мир рукопожатием. Доверительное прикосновение, тактильный (телесный) контакт — одна из высших форм проявления любви. Человеку очень важно почувствовать тепло кожи другого человека, ощутить биение его пульса. Поэтому я советую учителям начальных классов мирить учеников, непременно используя рукопожатие. Высказал свои обиды, выплеснул негатив, опустошился? А теперь помирись. И пожми сопернику руку. И кто знает, может, уже через короткое время он станет твоим другом.

Кстати, в случае с первоклашками еще можно использовать смешную детскую считалочку: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись». При которой сцепляют мизинцы, помните?

При вмешательстве родителей школьный конфликт становится затяжным

Когда ребенок идет в школу, родители практически всегда переживают — как же сложатся отношения отпрыска с другими учениками и учительницей. И первое время родителям действительно стоит приглядеться, понаблюдать за поведением ребенка, за тем, как складываются его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Но если эти отношения отнюдь не назовешь гладкими, как же тогда действовать родителям? Если конфликт не несет угрозы жизни и здоровью ребенка (а такое в начальной школе случается нечасто), то родительское вмешательство недопустимо. Как показывает жизнь, опыт педагогов и школьных психологов, школьный конфликт принимает длительный затяжной характер именно при вмешательстве родителей. Если ситуация так уж беспокоит вас, то лучше разобрать ее наедине с учителем (без ребенка!).

Но зачастую родителям, особенно маме, очень трудно удержаться от вмешательства в конфликтную ситуацию. Особенно это характерно для матерей, полных страха, тревоги, может быть нереализованных, не имеющих своей эмоциональной жизни. Если ребенок единственный либо женщина находится в разводе с его отцом, мама склонна к гиперопеке над чадом. Таким матерям можно посоветовать в первую очередь жить своей жизнью, а не жизнью ребенка, дать ему больше самостоятельности. И если ребенок прибегает домой в слезах, полный обиды, кудахтать над ним и самой рыдать от жалости не нужно. Понять, посочувствовать — да. Но ни в коем случае не обвинять весь свет в несправедливости и не грозиться расправиться со всеми обидчиками.

Очень важна активная позиция мамы в отношении внеклассной работы, жизни класса. Как опять же показывает школьный опыт, чем сплоченнее родители, тем благополучней класс. А чем активнее (по-доброму) мама, тем выше может быть авторитет ребенка в классе. Так что не ленитесь организовывать походы, прогулки и каникулы — это в интересах вашего же ребенка!

Когда стоит менять школу и педагога?

Бывают ситуации, когда ребенку приходится менять школу. И ничего в этом страшного нет — лучше действительно защитить ребенка от по-настоящему сильных душевных травм, чем вырастить сына или дочь с мощнейшим комплексом неполноценности.

— На моей памяти был случай, когда я рекомендовала отдать девочку заново в первый класс, но в другую школу. Первая учительница сразу невзлюбила ее, навесила ярлык «дебилка». Семилетний ребенок зажался до того, что перестал разговаривать, — вспоминает Людмила Урбанович. — Другая школа и театральный кружок сделали свое доброе дело — девочка раскрепостилась и словно с чистого листа начала летопись школьной жизни. Сейчас она поет, танцует, ведь театр здорово снимает блоки, актеры живут в мире чувств, а не логики.

— Нам пришлось поменять школу, когда я узнала, что учитель не отпускает во время класса в туалет, — рассказывает иркутянка Ольга Гаранян. — Конечно, есть перемены, когда ребятишки и должны решать эти проблемы, но ведь всякие бывают ситуации у детей в таком возрасте. В результате некоторые дети не выдерживали, писались. И потом в мокрых брючках либо платьицах шли домой либо от стыда прилипали к партам, чтобы дождаться конца уроков и нестись домой. А представляете, каково было тем, кто не мог скрыть свой позор? Это ж клеймо на всю жизнь. И когда мой мальчик, рыдая, пришел из школы в мокрых штанишках, я забрала документы и перевела его в другую школу. Она была дальше от дома, но с более адекватной учительницей.

Вот что значит разумная позиция взрослого человека, своевременная консультация специалиста и правильно принятое решение. Автор благодарит за помощь в подготовке материала Людмилу Урбанович, педагога-психолога иркутской школы № 24.

Советы родителям

Какие же качества особенно важно воспитать в ребенке, чтобы его адаптация в школьном коллективе прошла успешно?

— Умение не показывать обиду, относиться к жизни, а особенно к таким сложным ситуациям, с юмором.

— Умение спокойно реагировать на неудачи, неприятности, проигрыши в игре. Да, о печальном опыте нужно помнить, но культивировать ошибки не надо.

— Ребенок должен уметь защищать себя позитивно. Свой недостаток можно и нужно переводить в достоинство.

— Можно попробовать вспомнить любимых сказочных героев. Предложите ребенку такой вариант, спросите его: «А что бы на твоем месте сделал Карлсон? Или Пеппи Длинныйчулок? Или Илья Муромец?»

— Если ребенка вдруг невзлюбила учительница (а такое случается), скажите ему: «Не жди от учителя любви, прими все как есть. Но постарайся достичь его уважения». Очень важно научить ребенка уживаться с людьми, которые его не любят, может быть испытывают антипатию. Ведь впереди взрослая, отнюдь не безоблачная жизнь, в которой контактировать, общаться придется с самыми разными людьми. В том числе и с теми, кто не будет обожать ваше чадо так, как мама и папа.

Метки:
baikalpress_id:  11 908