Работа фоторепортера опасна и трудна

Открылась выставка иркутского фотохудожника Виталия Белоколодова

Выставка «По волнам памяти» посвящена 350-летию Иркутска. Здесь представлены работы, сделанные Виталием Белоколодовым с 1959-го по 1985 год. Выставка приурочена еще к одной юбилейной дате — 70-летию фотохудожника.

Запрещенные фотографии

Виталий Белоколодов интересовался фотографией, еще будучи ребенком, — уже в шестом классе стал ходить в кружок, посвященный фотомастерству. Но, повзрослев, решил, что это лишь увлечение, поэтому сначала был рабочим на заводе. А потом вдруг узнал, что краеведческому музею нужен фотограф. Там он ощутил, какая работа действительно любима.

Через некоторое время Виталий Николаевич решил попробовать себя в роли фоторепортера. Его первая публикация в СМИ вышла ровно полвека назад. Это был снимок для газеты «Восточно-Сибирская правда». С этого момента началась активная работа в местных газетах, в частности в «Советской молодежи», «Труде». Потом успешного фотографа пригласили в престижную в то время структуру — агентство печати «Новости», работавшее на международные СМИ. С того времени прошло немало выставок, на которых Виталий Николаевич показывал уникальные кадры, полученные в бесконечных командировках. Какие-то фотографии были сделаны тайно, несмотря на запрет, а за некоторые Виталий Белоколодов чуть не расплатился жизнью. Но, несмотря на все опасности, он был верен своему делу, и фотоаппарат всегда отвечал взаимностью — портреты современников получились психологическими, панорамы — грандиозными, а репортажи живыми, динамичными. По-особому Виталий Николаевич относится к панорамным фотографиям Иркутска.

— Фотографировать с неба было строжайше запрещено, — вспоминает Виталий Николаевич. — Но меня часто отправляли в командировки. Бывало, летишь на вертолете, и такой прекрасный вид открывается на город! Признаться, если меня никто не видел, я потихоньку доставал фотоаппарат и снимал, снимал, снимал... Прекрасно понимаю, что и сам мог за это поплатиться, и летчики, не следившие за мной, могли лишиться работы, но... не мог устоять! Конечно, такие «запрещенные» фотографии никому не показывал. Они пылились в шкафу, ждали своего часа по двадцать лет.

Полз сквозь пламя

Самой большой опасности Виталий Белоколодов подвергся тогда, когда отправился снимать нефтяное месторождение в Усть-Кутском районе, в деревне Марково.

— И вот я решил сфотографировать с одной стороны, потом с другой, затем решил подойти поближе, — вздыхает фотограф. — Я не знал, что, когда давление при нефтедобыче повышается, делается выброс... Опасная территория не была огорожена — просто-напросто там никто не ходил. Это пришло в голову только мне. На меня вылилось около 200 литров горящего бензина. Я оказался прямо в центре факела. Хорошо, что не растерялся, не потерял направления. На карачках я полз, полз сквозь огонь. И вышел! К счастью, была зима, и я стал кувыркать в снеге, гася на себе остатки пламени. Фотоаппаратура, конечно, вся погибла, так же как и одежда. Я удивился, что сам выжил! В больнице пробыл долго — очень сильно пострадало лицо, целый месяц оно было сплошной коростой.

Председатель в птичьем поклоне

По фотографиям Виталия Белоколодова можно увидеть, как менялся Иркутск: вот начало строительства Академгородка, а вот празднование 300-летия города.

— Выставка называется «По волнам памяти», потому что посвящена истории города. Это даже не мои личные волны памяти, а воспоминания разных горожан, — говорит фотохудожник.

На фотографиях известные люди: певица Эдита Пьеха, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, кубинский лидер Фидель Кастро, поэт Евгений Евтушенко, писатели Марк Сергеев, Александр Вампилов, Валентин Распутин, космонавты К.Феоктистов, Б.Волынов, известный травник В.Телятьев... Порой при работе со знаменитостями cлучались разные казусы.

— Мне нужно было сфотографировать приезд шахиншаха Ирана Пехлеви с женой Сарией, — рассказывает Виталий Николаевич. — Сказали, что особое внимание нужно будет уделить жене. Я так увлекся работой, так старался, чтобы красавица Сария стала еще краше, что... нечаянно наступил шахиншаху на ногу. (Смеется.) А еще в моем архиве есть великолепная фотография одного председателя облисполкома. Представьте: высокопоставленное лицо, официальная одежда, грамотная речь... И тут председатель поскальзывается. Я этот момент ловлю фотоаппаратом. Получается замечательная фотография — председатель застывает в нелепейшем, каком-то птичьем поклоне! Конечно, такое фото не вышло на страницах газет.

С камерой Виталий Николаевич не расстается и сейчас. Правда, теперь фотографирует гораздо меньше. Но зато преподает мастерство студентам, будущим журналистам.

— Раньше у нас много сил отнимала техническая сторона вопроса — фотографии нужно было проявить, да еще и сделать это правильно, — вспоминает Виталий Белоколодов. — Теперь же все гораздо проще — больше времени остается на творчество.

После работы выставки Виталий Белоколодов не будет забирать свои фотографии — их он решил оставить в дар любимому городу.

Загрузка...