Ду ю спик инглиш?

Современная жизнь требует знания иностранных языков

«Учиться никогда не поздно», — гласит народная мудрость, и потому в сентябре в кружки, секции, клубы, школы самой разной направленности отправляются не только дети, но и их родители. Практически у каждого взрослого человека, живущего активно и интересно, а не пребывающего в перманентном анабиозе, есть потребность в самосовершенствовании, получении новых знаний и умений. И потребность эту надо удовлетворять. Хочется научиться танцевать рок-н-ролл? Стоит записаться в студию танца. Надоело любоваться на расплывшуюся талию? Вас ждут в фитнес-центре либо шейпинг-клубе. Чувствуете необходимость в тренировке мозговых извилин, а на зарубежных курортах надоело объясняться с помощью мычания и жестов? Тогда нужно прийти на курсы иностранных языков, благо в Иркутске неплохой выбор таких заведений. Как же правильно выбрать языковую школу и возможно ли выучить иностранный язык в зрелом возрасте? Об этом наш материал.

Человек способен учиться до конца жизни

Стоит отметить, что владение иностранным языком, особенно английским, давно стало жесткой необходимостью нашей жизни. И этому есть масса объяснений.

— Что такое язык? Это основная ветвь коммуникации. Любое общение строится, прежде всего, с помощью языка, — говорит Надежда Ефимова, доцент кафедры перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации ИГЛУ. — Глобализация современной жизни, расширение технических возможностей и связей, в том числе и международных, — все эти факторы говорят в пользу того, что язык необходим. Просто степень этой необходимости различна. Все зависит от тех целей, которые ставит перед собой человек. Общаться во время отпуска — это одно, искать информацию в Интернете — другое, вести деловые переговоры — третье. Для каждой цели необходим свой уровень языка.

Необходимость во владении языками чувствуют люди разных социальных слоев, разного достатка и рода занятий.

— Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда к нам в школу приходили люди, которые к своим 40 годам заработали кучу денег, у них есть все, но они ощутили острую потребность в английском. И что же? Они понимают, что время ушло. Чтобы овладеть языком, им придется работать намного дольше, труднее, чем, скажем, школьнику либо студенту, — утверждает Рик, руководитель школы английского языка Easy School.

В связи с этим, конечно, возникает и следующий закономерный вопрос: а действительно ли учить язык никогда не поздно? Любой человек старше 30 лет ощущает, что память у него уже не та, скорость реакций заметно ослабевает, жизненных сил тоже не так много, как в 18—20 лет, а мозг словно ржавеет с годами. И возможно ли предотвратить коррозию мозговых извилин? Надежда Ефимова, преподаватель с 15-летним стажем, утверждает, что возможно:

— Собственное развитие человек может осуществлять непрерывно. Все зависит от конкретного человека, его способностей, наличия мотивации. Есть и общий закон: человек способен учиться до конца жизни. Но у детей и у взрослых разные уровни обучаемости, и в 7 лет учиться гораздо легче, чем в 30, ну а 30-летним куда проще, чем тем, кто перешагнул сорокалетний рубеж. Детям учить язык не составляет труда, потому что стремление выразить себя у них менее заторможено, они более непосредственны и естественны. Взрослым же определенные барьеры преодолеть бывает трудно, способность к самовыражению у них притуплена.

Малые языковые группы вне конкуренции

Изучать иностранный язык можно разными способами: прибегнуть к помощи репетитора, записаться в языковую школу. Есть и те, кто пытается сделать это самостоятельно, используя аудио- и видеокурсы.

— Я бы посоветовала для начала взять несколько частных уроков, чтобы получить общее представление о языке. Но малые языковые группы все же находятся вне конкуренции, — подчеркивает Надежда Ефимова. — Когда человек занимается не один на один с репетитором, а в группе из нескольких человек, это более эффективно за счет возникновения спонтанных реакций. И фактор реакции на непредсказуемую ситуацию очень важен. Человек слышит других, говорит сам, и именно это живое общение помогает овладеть языком, более активно стимулирует к вопросам и ответам, на расширение словарного запаса. Видео- и аудиокурсы я бы рекомендовала как дополнение к основным занятиям. Их можно включать и слушать дома, в машине, маршрутке. У людей очень сильно периферийное восприятие, и этот поток информации все равно отложится в голове.

— В пользу обучения языку в школе говорит и тот факт, что человек, во-первых, занимается в системе, а во-вторых, у него есть учитель, который процесс обучения контролирует. Желательно, чтобы учитель был строгим. Мне кажется, изучить язык самостоятельно, с помощью аудиопособий, самоучителей посильно лишь единицам, — тем, кто может заставлять себя регулярно, планомерно заниматься. Но много ли таких людей? — рассуждает Рик, основатель одной из самых успешных в Иркутске языковых школ.

Сегодня в городе функционирует более десятка языковых школ. Как же выбрать подходящую? Обратить внимание стоит на следующие факторы: сколько лет школа работает на рынке, кто преподает в школе, проходят ли учителя языковые стажировки за рубежом, насколько оснащена школа техникой и учебными материалами. Не стоит верить пустым обещаниям типа «английский за три месяца». Это заведомый обман, который обернется потерей времени и денег. 

Но, пожалуй, самым важным фактором при выборе школы является ее репутация. Престижная школа не нуждается в обильной рекламе, она сама формирует мнение о себе. И, как известно, самая лучшая реклама — сарафанное радио. Поинтересуйтесь у своих друзей, знакомых, родственников, где учились они и что могут сказать об этом заведении. Помочь найти подходящую школу могут и социальные сети. Простой опрос в «Живом журнале» покажет, где учили языки ваши виртуальные друзья и что они думают о той или иной языковой школе.

Английский идеален для русского человека

В Иркутске предлагается изучение самых распространенных иностранных языков — английского, немецкого, французского, итальянского, при желании можно найти курсы турецкого и испанского, польского и иврита. Благодаря близости Китая и Японии преподаются и языки этих стран.

— Изучение западных языков для русского человека проще с точки зрения синтаксиса. То есть принципы построения предложений едины и в русском языке, и в английском, немецком, французском. А вот восточные языки более сложны, как с точки зрения фонетики, так и графики. Кроме того, интонационный рисунок восточных языков гораздо богаче, чем в русской речи. Для правильной трактовки слова важна интонация, с которой оно произносится. Точно так же один иероглиф может нести несколько смыслов. Когда компания Coca-Cola пришла на китайский рынок, ей пришлось потратить немало времени на выбор китайского варианта своего названия. Китайцы произносят название этого напитка «кекукела», что означает «кусай воскового головастика». Поскольку за каждым буквосочетанием закреплено некое значение, заимствованное китайским слово не может быть нейтральным, оно заведомо что-то означает. Так, Сoca Cola остановилась на варианте «коку-коле», что означает «счастье во рту». Так что быстрые результаты в изучении восточных языков бывают редко. Зато группа славянских языков (польский, чешский, украинский) дается русским легко, у нас очень близки грамматика и лексика, но несколько отличается фонетика.

— Идеальный для русского человека в плане изучения язык — английский. Он, с одной стороны, прост — в нем нет, например, падежей, склонений, а с другой — очень логичен. Произношение для русских также относительно легкое, а китайцам, к примеру, оно дается тяжело, — утверждает Рик.

Последовательность, постепенность и разнообразие

Для того чтобы обучение языку шло успешно и продуктивно, заниматься нужно каждый день. Причем это должна быть не заунывная зубрежка — важен творческий, креативный подход к делу. Можно записывать уроки на диктофон, а потом воспроизводить запись в свободное время. Можно начитывать на диктофон самому и затем слушать. Эффективно еще раз переписать усвоенное на уроке и повесить лист на видное место. Это может быть холодильник на кухне, рабочий стол, зеркало в спальне или коридоре, да что угодно, даже ванная комната и туалет! Кстати, в романе Геннадия Михасенко «Милый Эп» главный герой именно таким образом учил английский — шпаргалки с иностранными словами лежали у него в самых неожиданных местах.

Последовательность, постепенность и разнообразие — это три кита, на которых зиждется изучение иностранного языка. Важен возврат к пройденному на уроке именно в тот же день. Существует выверенная педагогами закономерность: если в день урока в голове откладывается 80% полученной информации, то на следующий день можно вспомнить лишь 20% от общего объема. Именно поэтому важно повторять пройденный материал в день урока.

— Мы неоднократно напоминаем ученикам о необходимости каждодневных самостоятельных занятий. Конечно, это не значит, что человек должен сесть за стол, раскрыть тетрадь и в течение часа что-то заунывно повторять. Не надо у самого себя отбивать желание учиться, — объясняет Рик.

Уже за первый год обучения, при сильной мотивации и регулярной работе, человек может вполне сносно научиться объясняться на иностранном языке. Примерно на уровне 4—5-летнего ребенка. То есть сделать заказ в кафе, объясниться в отеле, спросить дорогу — это будет вполне реально. Для более серьезных успехов понадобится три-четыре года учебы.

Просто факты

Людям с музыкальным слухом изучение иностранных языков дается гораздо легче, чем тем, кто музыкально не одарен.

Совет от профессионала

— Для тренировки мозга хорошо регулярно выполнять тесты IQ. Это развивает мозг, помогает устанавливать ассоциативные связи не только между словами, но и между словами и предметами, — советует Надежда Ефимова, доцент кафедры перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации ИГЛУ. — Механическое запоминание, зубрежка слов не так эффективны, как метод взаимосвязи между словом и образом, которое оно рождает. Развить умение создавать ассоциации и пользоваться ими помогают тесты IQ.

Метки:
baikalpress_id:  23 080