Кино про Дениса

Режиссер Анна Матисон сняла фильм про нашего знаменитого земляка

Имя Анны Матисон сегодня знакомо не только иркутянам. Анна — один из режиссеров клипа «Настроение улучшилось — 2», снятого по произведениям Евгения Гришковца, а также художественного фильма «Сатисфакция», опять же с Гришковцом в главной роли. Фильм должен выйти на экраны в следующем году. А в мае этого года Анна закончила работу над документальной лентой «Музыкант» — картиной о классической музыке и о пианисте с мировым именем Денисе Мацуеве, которого смело можно назвать лицом современной классики. Уже в понедельник фильм будет представлен общественности Иркутска. В этот же день состоится и вручение Мацуеву знака почетного гражданина Иркутска.

Благодарность за «Звезды на Байкале»

На первый взгляд может показаться, что выбор героя для картины «Музыкант» был предопределен. Анна и Денис — земляки, обоих объединяет любовь к Иркутску и преданность родному краю. Но на самом деле это всего лишь один из факторов, свою роль сыграла целая совокупность причин.

— Основа картины — классическая музыка, именно про классику мне хотелось сделать этот фильм. Почему? О музыке всегда трудно говорить. И не только потому, что говорить о музыке какими-то конкретными словами трудно вообще, но и потому, что нам всем попросту не хватает знаний о классической музыке, хотя, например, классическая литература в школах преподается на высоком уровне. Классика обычным слушателем воспринимается как нечто с другой планеты, но эту планету можно и нужно изучать. И прежде всего надо просто дать возможность эту музыку услышать. Когда о музыке рассуждает не седой теоретик или какой-нибудь заунывный искусствовед, а такой обаятельный молодой человек, как Денис Мацуев, классика перестает восприниматься как что-то совершенно отдельное от обычной жизни. Денис так азартно может рассказывать о, скажем, Третьем концерте Прокофьева, что этот концерт сразу хочется послушать, — рассказывает Анна Матисон. — Конечно, немаловажным оказалось и личное знакомство c Денисом, и общий город детства. И еще мне очень хотелось хотя бы таким образом поблагодарить его за фестиваль «Звезды на Байкале», этот фестиваль по-настоящему нужен. И это со стороны Дениса такой поступок, переоценить который трудно. В фильме используются фрагменты концертов Мацуева в Милане в «Ла Скала» — с живой музыкальной легендой, крупнейшим дирижером современности Лорином Маазелем; с нашими маэстро в Афинах Юрием Темиркановым; съемки записи совместной с Валерием Гергиевым пластинки в Мариинке; концерт с Владимиром Спиваковым в Большом зале консерватории. Это такой редкий и насыщенный материал, от которого не отказался бы ни один режиссер, и я была счастлива работать с ним.

Основа фильма — музыка и размышления о музыке

Эта кинематографическая история начинается с рождественских концертов, которые Денис исполнял в Иркутске в январе 2009 года. Тогда Анна, которая сейчас получает режиссерское образование во ВГИКе, сделала небольшой учебный этюд с репетиции концерта. Далее пошли разговоры про настоящий фильм. Как оказалось, Денис тоже думал о подобном проекте, где главной темой была бы классическая музыка, преломленная через видение конкретного музыканта.

— Только часть съемок уже была сделана, основной материал мы снимали специально, в том числе и в Иркутске. В числе операторов и наш Андрей Закаблуковский, но основной объем ложился, конечно, на ребят из Москвы и Питера. Закадрового текста в фильме нет, так как, на мой взгляд, он предполагает некоторую отстраненность, следовательно и большую степень пафоса. Да и в этом не было нужды — Денис говорит очень хорошо, очень увлеченно; мне кажется, что он абсолютно самодостаточен, его интересно слушать. Но все-таки главное, что зрители увидят, как он играет, ведь далеко не у всех есть возможность бывать на концертах. Даже на «Звездах на Байкале». Ну сколько человек сможет прийти на концерт? Семьсот? Это максимум, а желающих гораздо больше.

Кроме того, Денис в фильме раскрывается и как человек:

— Мне кажется, что именно через то, как Денис говорит о дирижерах, об исполнении тех или иных произведений, о композиторах, становится понятно, какой он в жизни. У Дениса есть редкое свойство — он всегда в хорошем настроении. Представьте себе, что такое 140 концертов в год. Ведь это выступление каждые 2—3 дня, следовательно смена климата, часовых поясов. Сегодня он играет в Нью-Йорке, завтра в Риме, послезавтра в Сеуле. И он всегда пребывает в хорошем настроении. Я не знаю, от чего это идет. Может, внутреннее спокойствие и уверенность вызваны тем, что он на 100 процентов реализованный человек — это очень важно, конечно, для любого из нас. Чувствуется, что Денису не надо никому ничего доказывать — все доказательства на сцене. С ним очень приятно и общаться, и работать.

Итак, музыка и размышления о музыке — это основа фильма. По большому счету, у картины просветительская задача, как бы заштампованно это ни звучало. Музыка — самый иррациональный из всех видов искусств, действующих напрямую на подсознание. И потому прослушивание по-настоящему прекрасной и великой музыки может облагородить человека, успокоить, сделать лучше. И снова повторимся — то, как говорит о музыке Денис Мацуев, не может не увлечь. А прислушаться к словам этого музыканта стоит, он выступает с центровыми фигурами современной музыкальной культуры — Владимиром Спиваковым, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, играет на лучших площадках мира. И именно Дениса Мацуева наследник Сергея Рахманинова выбрал для исполнения двух утерянных произведений великого композитора. Альбом «Неизвестный Рахманинов» был записан два года назад в швейцарском имении Рахманиновых «Сенар» на принадлежащем Сергею Рахманинову рояле Steinway, специально отреставрированному для записи. Кадры записи этой пластинки также можно увидеть в фильме «Музыкант».

Метки:
baikalpress_id:  11 790