Со всеми проблемами иркутяне обращаются в МЧС

На горячую линию чрезвычайных ситуаций звонят даже брошенные женщины

Изначально горячая линия МЧС создавалась как один из инструментов реализации антикоррупционной программы среди его сотрудников. Однако со временем телефон доверия вышел далеко за отведенные ему рамки и сейчас в большинстве случаев выполняет другие функции. Так, например, из 1127 звонков, поступивших на пульт дежурного за 8 месяцев этого года, 690 носили информационный характер. То есть люди интересовались телефонами и координатами различных муниципальных служб. А многие люди звонят на телефон доверия, чтобы получить психологическую помощь.

По какому номеру звонить?

Раньше телефон доверия МЧС не был единым. У каждого структурного подразделения, например Госпожнадзора или ГИМС, был свой номер. Очевидно, что такое разнообразие не способствовало их запоминанию. Поэтому с 2008 года у горячей линии МЧС появился единый всероссийский номер. Теперь он обязательно заканчивается на 99999 по всей России. Меняется только первая цифра. В зависимости от региона. Например, в Новосибирской области это 2-99999, в Иркутской — 3-99999.

Дело дежурной смены — записать обращение в журнал учета звонков и доложить о нем ответственному должностному лицу. При необходимости связь с заявителем может переключаться на руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России. Когда же обращение требует детальной проверки, заявитель уведомляется о том, что его обращение принято, зарегистрировано и будет рассмотрено в установленном порядке. На подготовку ответа в этом случае отводится 30 дней.

Есть и особый список обращений. Список жалоб, реакция на которые последует незамедлительно. Это нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью людей, злоупотребление служебным положением со стороны должностных лиц подразделений МЧС России, недостойное поведение сотрудников подразделений министерства при исполнении должностных обязанностей, информация о готовящихся преступлениях.

Жалуются на соседей и строителей

Люди звонят по самым разным поводам. «Вплотную к нашему дому пристроен забор, за ним расположены бытовые помещения строителей; если они загорятся, огонь перекинется и на наш дом». «Мои родители меня не понимают, хотят отправить в лагерь еще на одну смену, а я не хочу, со мной там никто не дружит». «Моя дочь продала все мое имущество, перевезла к себе, теперь не обращает на меня внимания. Мне кажется, что ей нужны были только мои деньги. Подскажите, что мне делать». «Спецтехника строительной компании повредила фундамент 5-этажного жилого дома, просим проверить его целостность». В 2009 году было 62 звонка, которые сообщали о жалобах на неправомерность действий руководства, на своих соседей, на отсутствие транспортного сообщения между населенными пунктами, на строительные организации, нарушающие правила пожарной безопасности при проведении строительных и монтажных работ.

— Например, недавно по телефону доверия поступила жалоба, в которой обратившийся указывал на то, что в подвале его дома возведены дополнительные деревянные перегородки, — рассказывает Мария Михеева, старший инженер отдела лицензирования и сертификации УГПН ГУ МЧС России по Иркутской области. — По его словам, в помещении проживали люди. Обращение мы проверили, факты подтвердились. Ответственному должностному лицу направили предписание для устранения нарушений. Повторная проверка показала, что деревянных перегородок в подвале больше нет, люди там теперь не проживают.

Дети и женщины просят срочной помощи

Когда требуется психологическая помощь, обратная связь идет в режиме on-line. Начальник психологической службы Богдана Васильева отмечает, что из всего потока обращений, поступающих на телефон доверия, примерно четвертая часть требует консультации психолога.

Однажды на телефон доверия звонил 12-летний мальчик, он переживал, что родители отправляют его в лагерь на вторую смену, в то время как даже первую он не смог пробыть до конца — не сложились отношения с ребятами из отряда. Поэтому из лагеря он сбежал — не вынес одиночества в коллективе сверстников. Родители не захотели понять его переживаний — оказались слишком заняты своими проблемами. Мальчик был настолько сломлен, что думал о самоубийстве. Опытный психолог дежурной смены выслушал подростка и предложил на выбор несколько решений сложной ситуации. Однако в этом случае помощь психолога носила нестандартный характер — были даны четкие рекомендации. Обычно в разговорах со взрослыми психологи от конкретных советов воздерживаются. Разговор с позвонившим человеком может длиться и час, и два, и три.

— Для нас время не имеет значения, мы разговариваем с человеком до тех пор, пока ему не станет действительно легче. Часто после таких продолжительных задушевных бесед люди звонят, чтобы поблагодарить нас, — говорит Богдана Васильева.

Однажды позвонила молодая женщина. С мужем они были на грани развода. Отчаявшаяся супруга шантажировала своего мужа, что покончит с собой, если он уйдет от нее. Но такие действия только усугубляли ситуацию. В полной безысходности она набрала номер телефона доверия МЧС. Вместе с психологом она «прожила» свою семейную жизнь от первого дня до переломного момента, когда муж принял решение об уходе. Женщина увидела себя со стороны и поняла, в чем была причина семейного конфликта. Спустя некоторое время она снова позвонила на телефон доверия, на этот раз чтобы поблагодарить.

Ирина Гоголева, пресс-служба Главного управления МЧС России по Иркутской области

Метки:
baikalpress_id:  11 788