Мастер резных икон

Александр Марков из Саянска создал для города «охранную икону»

Саянский Благовещенский приход является эксклюзивным по своему внутреннему убранству. По всей России не сыщете вы нигде более таких резных иконостасов и икон из «живого», то есть освященного дерева. Ведь по обыкновению храмы украшают росписью, а не орнаментом из дерева. Такого мастера, как Александр Марков, — автора эксклюзивных полотен, написанных не красками по холсту, а резаком по дереву, — пожалуй, не знали еще на земле нашей.

Саянский Благовещенский приход является эксклюзивным по своему внутреннему убранству. По всей России не сыщете вы нигде более таких резных иконостасов и икон из «живого», то есть освященного дерева. Ведь по обыкновению храмы украшают росписью, а не орнаментом из дерева.

Такого мастера, как Александр Марков, — автора эксклюзивных полотен, написанных не красками по холсту, а резаком по дереву, — пожалуй, не знали еще на земле нашей.

В 90-х годах, при строительстве Благовещенского прихода, пригласил его батюшка для оформления Божьего дворца. Занялся художник орнаментом стен, потом крест всем миром на купол возвышали... И колыхнуло что-то в душе. Хотя и раньше рьяным атеистом себя не считал. Интерес к русской культуре и истории Древней Руси был всегда.

Пять лет ушло у мастера на изготовление иконостаса, изображает который евхаристию — причащение святых апостолов хлебом и вином.

— Самое сложное в этой работе, — рассказывает Марков, — было вырезать лики святых. Большие по размеру детали сложно охватить взглядом. Лица должны быть пропорциональными и красивыми.

По словам священнослужителей, резные иконы (использует мастер при их изготовлении твердые породы деревьев, такие как осина и кедр) несут в себе глубочайший духовный смысл. Дерево издревле считалось живым материалом, а освященная икона вообще творит чудеса. Потому традицией для саянцев стало преподносить иконы — творения Маркова — почетным гостям. Хранятся работы художника у владыки, у бывшего губернатора Иркутской области Бориса Говорина, у бизнесмена Виктора Вексельберга.

Работает мастер и над эксклюзивными проектами — летописью города и Саянского храма. Создал он и «охранную» для Саянска икону. По уверению художника, душа мастера, работающего над украшением церквей и храмов, живет в его творениях, она незримо присутствует рядом с теми, кто приходит преклонить голову перед ликами святых, становится бессмертной в веках и людской памяти.

Сторонник древнерусской культуры, в своих работах придерживается он простоты, избегает вычурности в стиле, какую можно увидеть в работах мастеров эпохи Ренессанса и барокко.

— А вот Рублев мне по душе, — делится Марков, — все в его письме легко, явственно, просто.

Уже два года трудится Александр Марков над второй своей объемной работой — иконостасом для нижнего храма. Такие полотна собираются по частям и занимают весь арочный свод церкви. В такой работе не обойтись без терпения да усидчивости, отмечает Марков. А мастер, творя нечто подобное, мучиться должен, ночами не спать, чтобы создать то, что за душу берет, что остается в душах людских и укрепляет в них веру.

— Мастер, славящий Господа, должен быть искренен, подходить к работе с радостью, — уверен Александр Марков. — Тогда и люди тянутся к храму, и все больше прихожан находят покой и духовную твердость.

Метки:
baikalpress_id:  11 672
Загрузка...