В Москве реставрировали иркутскую икону целых двадцать лет

Уникальный образ будут показывать лишь по праздникам

Икону "Огненное восхождение Илии" выставили в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея всего на один день, 2 августа. Икона недавно вернулась из Москвы после очень сложной реставрации, длившейся целых двадцать лет.

Илия - один из самых почитаемых в христианском мире ветхозаветных пророков. Его молитвы возвращали к жизни людей. Он единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное. На Руси Илия чтился как святой-громовержец, податель дождя и хорошей погоды. Образ пророка, а именно его огненное восхождение на небо, было распространено в иконографии.

В книге поступлений Иркутского областного краеведческого музея икона "Огненное восхождение Илии" зарегистрирована в январе 1940 года с пометкой "из старых поступлений". Музейщики предполагают, что она попала в музей в 1920-1930-е годы.

 - Это не храмовая икона, - рассказывает Денис Пуш, хранитель фонда живописи и графики Иркутского областного краеведческого музея. - На ней изображены сюжеты из жизни пророка Илии. Скорее всего, она писалась на заказ для зажиточного крестьянина. Подобные иконы часто были в домах простого народа. По манере исполнения можно предположить, что она принадлежала кисти сибирского иконописца. Что с ней происходило на протяжении трех веков, неизвестно. Икона не представляет собой большой материальной ценности, потому как у нее нет роскошного оклада из благородного металла, украшенного драгоценными камнями. Зато она имеет ценность духовную и историческую. Не много икон XVIII века дошли до наших дней.

Икона небольшого размера, всего 17х22 см. На ее долю выпало немало испытаний. Перед реставрацией она была в ужасающем состоянии.

 - Об этом свидетельствуют фотографии, повествующие о ходе восстановительных работ. Краска отсутствовала кусками, части рамки не было, в довершение всего сама икона была разломана на две части, - рассказывает Денис Пуш.

Чтобы уникальный культовый памятник не разрушился полностью, в 1989 году краеведческий музей отправил икону на реставрацию в Московское государственное академическое художественное училище 1905 года. Работы было много: мастера соединили две расколотые части воедино, удалили старую олифу и более поздние наслоения. Также реставрация включала в себя тонирование, подкрашивание и покрытие защитным слоем.

 - Безусловно, реставрация снижает стоимость памятника истории, - отмечает Денис Пуш. - Но выбора в этом случае просто не было. Кому-то покажется, что работа не завершена, несмотря на то что процесс длился 20 лет. Действительно, какие-то детали на картине не видны, часть рамки отсутствует. Но дело в том, что реставраторы не художники, они не могут добавить то, чего не было. Скажу, что была проведена колоссальная работа над иконой. К делу было привлечено сразу несколько человек: два ученика-реставратора, А.Васильев и А.Смирнов, и преподаватели училища. В начале работы они столкнулись с тем, что краска вдруг начала вздуваться буграми. Пришлось срочно прерваться и провести более тщательные исследования, какими материалами можно воспользоваться. Реставрация была завершено в 2006 году. Но отправили икону назад, в Иркутск, лишь в 2009-м, потому как выжидали, как старая краска будет реагировать на новые вкрапления. Выяснили, что оптимальная температура для хранения иконы 17 градусов по Цельсию. Потому невозможно, чтобы икона постоянно находилась в выставочном зале. Мы ее показали всем желающим лишь 2 августа, а затем перенесли назад в хранилище. Но наверняка по праздникам этот памятник истории будет вновь выставляться в музее. В церковь она вряд ли попадет, так как она, повторюсь, не храмовая.

Метки:
baikalpress_id:  23 014