Летают как хотят

Частных владельцев летательных аппаратов за нарушение авиационных норм будут сажать в тюрьму

От трех до пяти лет тюрьмы предлагается давать VIP-пассажирам, которые мешают пилотам или экипажу воздушного судна в полете. Госдума в июне этого года в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий такую меру наказания. Представителей службы организации воздушного движения Аэронавигации Восточной Сибири эта новость обрадовала настолько, что они собрали по этому поводу пресс-конференцию. И неудивительно — вопрос, что называется, назрел. Именно для нашего региона эта проблема актуальна как никогда. И не только из-за недавней катастрофы вертолета, в которой погиб Игорь Есиповский. Неспокойным в службе организации воздушного движения называют Иркутский аэропорт в целом.

Хулиганы какие-то

Излюбленными местами авиалюбителей являются территории Иркутского района, Ангарска и Шелехова. Только за два прошлых месяца диспетчерами Аэронавигации Восточной Сибири было зафиксировано более 35 случаев несанкционированных полетов. Как рассказал начальник службы организации воздушного движения Аэронавигации Восточной Сибири Геннадий Непомнящих, число желающих порезвиться в небе все время растет. И многих почему-то привлекает зона взлета и посадки аэродрома Иркутска. Не так давно был случай, когда пришлось задержать на несколько минут вылет самолета, так как в зоне взлета все время кружил мотодельтапланерист.

Впрочем, неприятных историй, связанных с несанкционированными полетами, предостаточно на территории всего региона. Так, недавно, рассказал Геннадий Непомнящих, в Заларинском районе хулиганы вообще угнали мотодельтаплан «Галс-5» и, как водится, не имея никаких навыков, решили на нем полетать прямо в черте населенного пункта. Удивительно, но машину злоумышленникам удалось поднять в воздух, вот только двигатель ее быстро воспламенился. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. В отношении участников угона возбуждено уголовное дело по статьям «Угон судна воздушного транспорта группой лиц по предварительному сговору» и «Кража».

Коммерческие рейсы

Нередки случаи, когда полеты осуществляются с коммерческой целью. Так, одна местная туристическая фирма организовала полеты на маломерном импортном вертолете по Байкалу и Прибайкалью, а вот соответствующую разрешительную документацию получить не удосужилась. Мало того что предпринимательская деятельность в данном случае была незаконной, так и вопрос безопасности и квалификации пилотов этой фирмы совершенно неясен.

Работа по принципу ГАИ

Новый закон предполагает серьезные штрафы для пилотов всего, что летает не по правилам. Так, в частности, все пилоты малой авиации должны получать соответствующие лицензии, а технику ставить на учет. Система должна работать по принципу ГАИ, уверены законодатели. Предлагается также создать специальные диспетчерские центры, которые будут отслеживать полеты малой авиации. Любой взлетевший в воздух вертолет или самолет сразу будет попадать под контроль, как это происходит в большой авиации. Но законодателям хочется большего: чтобы все полеты без исключения совершались по уведомительному принципу, т. е. пилоты сами должны сообщать, когда и куда полетят.

Эксперты отмечают, что современное оборудование позволяет заметить время и место взлета-посадки нерадивого авиалюбителя, однако это не всегда возможно, да и не всегда на это диспетчеры обращают внимание — у них много другой работы. Вот и эксперты сомневаются, что новый закон решит эту проблему раз и навсегда. Даже если нарушителя и оштрафуют, это вовсе не гарантирует того, что и впредь он не совершит подобных действий, как это часто бывает на дорогах.

Все будет как в Америке

Летчик с 30-летним стажем, руководитель летной секции в Иркутском районе Борис Макаров рассказал, что в США, например, все давно продумано в этом вопросе и наш новый закон приближается к этому.

— Там все устроено просто: оторвался на 20 см от земли — плати, и сопровождение полета будет соответствующее. К полету не допустят, пока не научишься как следует управлять машиной. А у нас летают все, причем как хотят и где хотят, без всякой подготовки. Думаю, сначала надо обучить пилотов, ведь народ ничего ровным счетом не умеет — порой даже приземлиться как следует не может. Чтобы обучить, нужно сначала провести учет имеющейся частной техники, а потом уже карательные меры проводить. Да и полеты должны совершаться не по уведомлению, а по разрешению.

Как отмечают в Аэронавигации Восточной Сибири, учиться и летать по закону никто не запрещает. Более того, сопровождение полета профессионалами в нашем регионе стоит смешных денег — всего 35 рублей в час.

Нарушителей — в тюрьму!

А вот драконовские меры в отношении VIP-пассажиров, по мнению специалистов, совершенно оправданны и даже необходимы.

— Я бы вообще пилотам табельное оружие выдавал, — говорит Борис Макаров. — В моей летной практике был случай, когда не совсем трезвый пассажир захотел полетать сам. Только по счастливой случайности удалось избежать трагедии. Я уверен, что такие активные граждане должны нести ответственность за свои поступки.

Авиалюбитель Артур Иванов считает, что ужесточение мер по отношению к VIP-персонам справедливо:

— Теперь пилоты будут знать, что их деятельность по-настоящему защищена законом. И если возникнет нештатная ситуация — наказывать будут не пилота, как раньше, лишая его лицензии и, по сути, любимой и высокооплачиваемой работы, а пассажира, который эту ситуацию создал.

Правда, отмечает Артур Иванов, многое зависит от статуса VIP-персоны. Возможно, не все пилоты готовы будут признать, что их хозяин напился и мешал управлять техникой. А в некоторых случаях узнать, кто был прав, а кто виноват, будет уже просто невозможно.

Кстати

Что еще предусмотрит новый закон

* Предусмотрена ответственность юрлиц за отсутствие на борту самолета поисковых и аварийно-спасательных средств.

* Пьяный пилот потеряет права на управление воздушным судном на 3 года.

* Если обнаружится, что в самолете находится пассажир, чей багаж или даже почта не прошли процедуру досмотра, или выяснится, что на борту есть запрещенные к перевозке предметы и вещества, юрлица заплатят штраф от 10 до 50 тысяч рублей, должностные — от 2 до 3 тысяч.

* Устанавливается административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента либо за искажение информации о ЧП.

Метки:
baikalpress_id:  22 951