В Укыре хранят прототип памперса

На ремонт местного культурно-спортивного комплекса деньги собирают всем селом

В селе Укыр Боханского района мечтают об открытии культурно-спортивного комплекса для школьников и молодежи. Уже в этом году администрация муниципального образования планирует его отремонтировать и ввести в эксплуатацию. С финансами помогают как районные власти, так и жители села. Они не только собирают деньги, но и готовы помочь в качестве рабочей силы: штукатурить, белить, красить и т. д. В администрации села говорят: комплекс всегда будет пользоваться у населения спросом, поскольку как такового оттока населения здесь нет, скорее наоборот — молодежь, выучившись в городе, в основном возвращается на малую родину, где обзаводится семьями, разводит домашнюю живность и создает свое крепкое хозяйство.

Название села произошло от быка

Местные жители уверены: Укыр — село старинное. В Укырское МО входят еще шесть деревень: Тачигир, Петрограновка, Хоргелок, Лаврентьевск, Усть-Укыр, Маньково. И у каждого своя история появления.

Так, по некоторым сведениям, селение Укыр было основано в XVII веке. Первым жителем стал Шаралдай, уроженец Удыги. Название происходит от бурятского слова «ухэр» — «крупный рогатый скот», «вол». В 1910—1911 годах, во время столыпинского переселения, сотни семей прибыли сюда. Обосновывались вдоль долины реки Иды. Лепили мазанки, осваивали земли. Таким образом появились Тихоновка, Тачигир.

Деревня Усть-Укыр основана в 1914 году. Первым жителем стал Григорий Тихомиров, уроженец Твери. Название Усть-Укыр дано по месту расположения — деревня находится в устье пади Укыр. Первое время Григорий жил в шалаше, занимался земледелием и скотоводством.

Название Петрограновки связано с тем, что в этом поселке находится престол религиозного праздника Петров день. В 2012 году селу исполняется 100 лет. Люди уже сейчас начали готовиться к торжеству: занимаются благоустройством улиц, готовят программу, приглашают всех выходцев этого поселка. Население в основном молодое, поэтому энтузиазма и задора хватает.

Легенда о Шаралдае

Многие жители Укыра знают легенду, которая передается каждому поколению из уст в уста. Согласно ей, в Верхней Идыге, что выше по течению Иды, жили два больших, сильных рода — Шаралдай и Хара-Азаргай. Крепкими у них были узы родства, богаты они были скотом и прочим имуществом. У Шаралдая и Хара-Азаргая было по 7 детей, скот стадами пасся на просторах благодатной долины. День ото дня они становились все могущественнее.

Однажды во время ссоры были убиты два молодых парня, сыновья Шаралдая и Хара-Азаргая. Мудрейшие старейшины решили так: чтобы не было кровной вражды между двумя родами, Шаралдай должен покинуть улус. И он отправился в долгий путь. Собрав детей, скот и имущество, Шаралдай решил для начала узнать, что находится за Байкалом. Зимой по льду он перебрался через Байкал и через некоторое время оказался в Мухоршибири. Там и обосновался. Говорят, и по сей день есть улусы Укыр и Шаралдай.

Прожив некоторое время там, мужчина затосковал по родине, его потянуло в родные места. Одного из сыновей он оставил на месте, с двумя отправился в путь. По Ангаре он спустился вниз и по мелководью (в районе села Олонки) перебрался на другой берег. Шаралдай миновал Бохан и на ночь остановился недалеко от Шунты, где уже обосновался готольский род. Готольцы, позарившись на скот Шаралдая, решили обманом забрать его стада. Они подкинули мертвую старуху, а наутро обвинили Шаралдая в ее смерти — якобы его быки затоптали ее. Испугавшись их гнева, Шаралдай не стал с ними спорить, он отдал им то, что они требовали: половину стада.

Затем Шаралдай миновал Харатирген, Хохорск, Ижелху и Воскресенку и спустился в широкую долину, где расположена сейчас деревня Маньково. Места ему очень приглянулись: земли плодородные, пастбища удобные, река полноводная. Недолго думая он решил остановиться на некоторое время, для того чтобы люди и скот отдохнули. Тем временем скот у него начал быстро плодиться, кони стали быстрыми, а быки могучими. Так Шаралдай занял долину от Маньково до Тихоновки. Особенно ему приглянулось одно местечко: гора Ухэрэй-хушуун («бычье рыло»). В честь этой горы он и назвал местность Ухэр-Шаралдай.

Молодежь возвращается домой

По словам Елены Баглаевой, главы МО «Укыр», в селе живут в основном пенсионеры, однако и молодежи хватает. Население растет, детям не хватает места в детском саду. Как правило, молодые люди после окончания учебы в городе возвращаются в село. Здесь снова обосновываются: строят собственные дома, создают семьи, разводят хозяйство.

На ближайшее время в планах у жителей — отремонтировать здание, расположенное по соседству с администрацией, и открыть в нем культурно-спортивный комплекс. Несмотря на то что здание довольно старое, по мнению жителей, оно простоит еще очень долго, поскольку построено из хорошего, добротного материала.

— Раньше в этом здании была восьмилетняя школа, затем 15 лет оно пустовало. Сейчас мы его решили отремонтировать за счет района и населения. Они помогают и финансово, и вообще чем могут, — поясняет Елена Баглаева. — В комплексе будут располагаться отдел культуры, библиотека и зал для спортивных мероприятий.

Самое главное, что необходимо сделать, — укрепить стены и потолок, настелить полы и провести косметический ремонт. Однако это не одна проблема, которая сейчас стоит перед главой села. Злободневной остается и проблема с дорогами. Их состояние оставляет желать лучшего, а на ремонт денег нет. Кроме местной магистрали муниципалитету передали и региональную трассу Бохан — Тихоновка. За счет чего ее ремонтировать, неизвестно.

Проблема с работой здесь также практически неразрешима. Кроме частных хозяйств и бюджетной сферы трудиться особо больше негде, поэтому все население вплотную занято разведением личного подсобного хозяйства. Мясо продается перекупщикам, а молоко направляется на Боханский маслозавод. Для этого в Укыр постоянно приезжает молоковозка.

Детей укладывали в помет

Среди выходцев села немало известных людей: Михаил Богданов — ученый, основоположник исторического бурятоведения, крупный сибирский публицист и общественный деятель; Петр Абашеев — лауреат Госпремии и премии Глинки; Александр Уланов — поэт, писатель, фольклорист и др.

В школе есть богатый музей, в котором хранятся старинные экспонаты: классные журналы 1910—1914 гг., предметы быта, утварь, останки древних животных и т. д.

— Нам в качестве одного из экспонатов принесли старую детскую зыбку. Принцип ее работы был такой: сначала в нее укладывали сухой помет, затем стелили мягкую солому и шерсть барана. Этот настил служил своего рода памперсом — всю жидкость собирал и впитывал помет, а постель оставалась сухой, — говорит Гульнара Багайникова, руководитель школьного музея. В учебном заведении празднуют и день школы, который приходится на 29 января. С утра между учениками проводятся интеллектуальные игры, затем проходит концерт и заканчивается все торжество спортивными играми на кубок Кирилла Богданова, народного просвещенца и основателя школы в Укыре. Каждый год из стен школы выпускаются медалисты. Сильны школьники и в спорте: легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол и др.

Бабушка вернулась с того света

Одной из самых пожилых жителей села считается Кристина Осодоева. В этом году бабушке исполнилось 83 года. О своей жизни она говорит, что никому такой бы не пожелала. Много трудностей ей пришлось испытать.

— Я родилась в улусе Хадагтуй. В семье нас было 8 детей, но все умерли очень рано, только одна сестренка осталась. Она умерла в 1956 году. В 7 лет я начала работать: ездила на конях, возила копны. Одиннадцать лет пасла овец, на моей ответственности было 400 голов. Затем пасла и телят, — говорит Кристина Осодоева.

Как вспоминает старушка, в 1933 году была страшная голодовка — умирали люди, погибал скот. Затем, когда стало получше, началась война. Сначала финская, затем Великая Отечественная. В годы войны она, тогда еще молодая девушка, работала на косилке, пахала на конях, возила зерно на мельницу. Все мешки с зерном носила на своих плечах.

— Меня отправили учиться на Иркутский авиазавод на газосварщика. Правда, курсы я так и не закончила — заболела головным тифом, меня увезли в больницу, — вспоминает Кристина Борисовна. — Я пролежала три месяца, прошла клиническую смерть. В больнице все подумали, что я умерла, закрыли меня простыней и увезли куда-то в холодное помещение. Я там очнулась, почувствовала, что замерзла, выглянула из-под простыни и увидела бабушку, которая топила котел. Я попросила у нее воды, а она так испугалась, упала, затем вскочила и побежала. Вся больница сбежалась на меня посмотреть. После болезни женщина долго приходила в себя. Затем снова пошла работать. На этот раз бухгалтером в колхоз им. Калинина.

— Замуж я вышла уже, можно сказать, старушкой, в 29 лет. Никак не хотела — считала, что мне и так хорошо, зачем мне муж. А мама с дядей все равно заставили, — смеется бабушка. — Помню, еще в годы войны бездетных заставляли рожать. За то, что у меня не было детей и мы не платили за бездетность, мой дом забрали, а у других амбары.

С мужем у Кристины Осодоевой родилась дочь, сейчас имеется 5 внуков и 7 правнуков. Скоро ожидается прибавление.

Сибирский сад в Петрограновке

Как рассказывают селяне, в соседней Петрограновке есть свой настоящий сибирский сад, в котором хорошо прижились черная смородина, малина, облепиха, слива.

— Игорь Олзоев, житель деревни, в 2003 году решил развести сад. Для этого пригласил из Иркутска специалиста. Сад находится на 2 гектарах земли, в Теплой пади. Она расположена между лесами, там никогда не бывает заморозков. Все отлично цветет и плодоносит, — говорит глава МО «Укыр» Елена Баглаева. За садом помогает ухаживать и местное население. За саженцами и ягодой сюда съезжаются жители всего района.

Метки:
baikalpress_id:  11 490