Спасатели не знали, кого спасают

Подробности операции по поиску и разбору останков вертолета Bell, на котором разбился губернатор

Никаких тайн в деле об упавшем вертолете, кажется, уже быть не должно. Секретность, которая сопровождала дело о гибели губернатора, привела к тому, что действительность обросла сплетнями и слухами. Спустя десять дней после катастрофы страсти немного поутихли, и мы обратились в аварийно-спасательную службу Иркутской области, сотрудники которой сначала обнаружили в тайге обломки вертолета, а потом и приняли участие в очистке места происшествия.

Хроника спасательной операции

Вертолет, на борту которого был губернатор Иркутской области, упал в ночь с 9 на 10 мая. Произошло это в промежутке с 00.30 до часу ночи. 10 мая в аварийно-спасательную службу Иркутской области поступило задание на облет территории с целью поиска вертолета. 10 мая в 15.35 по местному времени экипаж вертолета МЧС и группа АСС из пяти человек — врач и четыре спасателя, в том числе кинолог с обученной собакой (впоследствии выяснилось, что собака ничем не могла помочь, потому что она ориентирована на живых людей) — вылетели из Иркутска. В 17 часов «с копейками» было обнаружено место аварии. Причем, когда спасатели летели на поиски, не было известно, что вертолет сгорел.

Обнаружив останки вертолета, спасатели высадились и сутки находились на месте катастрофы, охраняя место падения вертолета и дожидаясь смены. К группе АСС присоединились сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда.

11 мая с места трагедии были вывезены тела. Группа АСС вернулась в Иркутск, и этим же вечером пришел приказ отправить еще одну группу. 12 мая на место катастрофы вылетела другая группа спасателей — для разбора останков вертолета. Их вывозили в Иркутск вертолетом Ми-8, принадлежащим аэропорту.

«Нам сказали, что мы ищем частный вертолет»

— Сначала нам говорили, что вертолет был с иностранными туристами, — говорит спасатель Сергей Лебедев, который в составе первой группы спасателей аварийно-спасательной службы Иркутской области совершал поисковый облет. — Сказали: ищем частный вертолет. Но с нами на борту был полковник из Главного управления. И уже в воздухе он сообщил, кого же мы на самом деле ищем.

Маршрут, по которому летают обычно в этих местах, был примерно известен.

— Долетели мы до Малого Голоустного и до Бугульдейки. Здесь поднялся сильный ветер, и мы долго выруливали. Вырулили и полетели дальше. Скоро стало понятно, что пропавший вертолет отклонился от обычного маршрута, — по пути следования мы его не обнаружили. Стали искать по очагам пожара. Исследовали три очага и на третьем обнаружили синий вертолетный хвост. Начали искать место для посадки. Вокруг густой лес, нет никакой возможности сесть. Если бы не было ветра, то мы спустились бы на веревках. При ветре сделать это невозможно. В полутора километрах нашли место для посадки — на болоте. Поэтому пришлось идти по болоту, по воде. Хорошо, что оно оставалось промерзшим, только поэтому мы не ушли в него по пояс.

На месте спасатели убедились, что нашли именно тот объект, который искали. Все сфотографировали: табличку с вертолета, с его характеристиками, оставшийся целым хвост, остатки двигателя, человеческие останки...

— На месте катастрофы мы видели оружие, предположительно охотничьи карабины и пистолет Стечкина — видимо, охранника. Деревянные части оружия сгорели.

Все это, как доказательство произошедшего, прямо с вертолета отправили в Москву — таков порядок.

— На ваш взгляд, что произошло с вертолетом?

— По характеру останков можно сказать, что был взрыв, хотя утверждать мы, естественно, ничего не можем. При падении с большой высоты тело становится мешком с костями. Здесь же целых тел не было. Все разнесло сильным взрывом. В самом вертолете сгорело все, что могло сгореть, — температура была очень высока. В пользу того, что взрыв был сильный, говорит тот факт, что мох вокруг выгорел до углей. Обычно мох сырой и плохо горит, только чуть подгорает. А в этот раз, несмотря на то что земля еще не оттаяла, несмотря на то что внизу был лед, влажный мох прогорел. Причем радиус выгорания был небольшой, метров пятьдесят от силы.

Сергей Лебедев рассказал, что им дали команду оставаться на месте и ждать прокурорских работников. Пока не приехала прокуратура, они не имели права ничего трогать.

— В ночь с 10 на 11 мая к нам подошел Байкальский поисково-спасательный отряд на своей технике. После того, как прибыли прокурорские работники, они собрали человеческие останки. Нами была подготовлена вертолетная площадка для приземления следующих групп.

Вертолет воткнулся лыжей в землю

12 мая аварийно-спасательная служба прислала другой отряд для разбора останков вертолета. В составе этой группы вылетел на место происшествия начальник отряда экстренного реагирования аварийно-спасательной службы Иркутской области Олег Купо.

— До Малышкино, где стоит егерский кордон, есть какая-никакая дорога. Во всяком случае, на специальной технике проехать можно. Дальше — что-то вроде зимника. Но и от этого зимника нужно еще свернуть в сторону, в лес, — вертолет упал на склоне небольшой горы. Вездеход «Тайга» БПСО проложил дорогу к этому месту. На протяжении 400 метров от этой условной дороги вездеходом повалены деревья.

Олег Купо рассказывает о том, в каком состоянии были останки вертолета и какие из этого можно сделать приблизительные выводы.

— Что произошло, сказать сложно. Летел вертолет на низкой высоте или падал, сказать теперь невозможно. Мы видели, что на месте катастрофы стоят две сосны высотой около 30 метров, с обломанными верхушками. А недалеко от них — лыжа вертолета, глубоко воткнувшаяся в землю. Причем верхушки сосен обломлены неодинаково. Такое впечатление, что, может быть, вертолет летел или падал под углом, и деревья срезаны так же, под углом.

— Можно ли из того, что вы увидели, сделать хотя бы приблизительные выводы о том, что случилось с вертолетом?

— Возможно, воткнувшаяся в землю лыжа отломилась, вертолет перевернулся несколько раз и только потом взорвался. Хвост вертолета от удара отвалился, видимо еще до взрыва, и остался за выгоревшей зоной целым и невредимым. На то, что взрыв произошел в воздухе, непохоже — площадь, по которой разлетелись остатки, мала для этого, примерно 80 на 20 метров. Если бы в воздухе взорвался, части вертолета и останки не лежали бы так компактно, их разбросало бы.

Спасатели разобрали останки вертолета, которые вывезли в Иркутск. И до сих пор им неясно, почему история гибели губернатора окутана секретами.

— Секретности этой не пойму. Я ехал по вызову на работу и не знал, что происходит. Конечно, не имеет значения, были в вертолете иностранные туристы или же губернатор, — мы ведь спасаем человеческие жизни независимо от чина, ранга и всего прочего. Просто, мне кажется, подобная завеса тайны порождает много слухов и домыслов. Что и произошло в данном случае. Тем более что черного ящика на вертолетах Bell нет, поэтому установить, что случилось и кто был за штурвалом, теперь, наверное, будет очень трудно.

Метки:
baikalpress_id:  22 852