Игорь Есиповский: последний полет

Журналисты газеты «СМ Номер один» восстановили хронику печальных событий

В воскресенье днем стало известно, что в урочище Малышкино разбился вертолет, на борту которого находились губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник Александр Шостак и пилот Виктор Кунов. Все они погибли. Причины катастрофы до сих пор неизвестны — сообщалось о том, что вертолет разбился либо из-за плохой погоды, либо из-за ошибки пилотирования или неисправности, либо взорвался в воздухе. Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол, выступая перед журналистами на пресс-конференции, которая состоялась, по сути, уже в ночь на понедельник, сообщил, что Игорь Есиповский осматривал с вертолета поселок Большое Голоустное, где планируется разместить туристические объекты особой экономической зоны. Эта версия полета губернатора является официальной, хотя в ходе обсуждения в СМИ высказывались и другие точки зрения — в частности, охота или отдых. Впрочем, ни одна из альтернативных версий подтверждений пока не получила. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Как нашли вертолет?

Вот что сообщает о ходе поисковой операции официальный пресс-релиз ГУ МЧС России по Иркутской области: «10.05.2009 г. в 13.30 местного времени в ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области поступила информация о том, что не вернулся в назначенное время вертолет, предположительно американского производства, марки Bell-407, государственный и регистрационный знак RA-01895, в пункт назначения Иркутск.

В ГУ МЧС России по Иркутской области организован штаб по проведению поисково-спасательных работ. Поиски велись наземными и воздушными силами. Оперативной группой на вертолете Ми-8МТВ-1 МЧС России вертолет был обнаружен в районе урочища Малышкино. Вертолет МЧС России совершил посадку в 2 км от места катастрофы. Туда выдвинулась группа спасателей. Поисковая группа дошла до места происшествия. Вертолет полностью сгорел. Обнаружены фрагменты тел 4 погибших.

Авиакатастрофа произошла ориентировочно утром 10 мая. В 19.25 (ирк) из ГУ МЧС России по Иркутской области в «Аэропорт Иркутск» выехала следственно-оперативная группа. В 19.45 (ирк) вылет вертолета был отменен по метеоусловиям и перенесен на 11.05.2009 г. В 21.06 (ирк) 10.05.09 г. из Байкальского поисково-спасательного отряда к месту происшествия выехала оперативная группа в составе восьми спасателей на двух единицах техники.

В 23.00 (ирк) 10.05.09 г. спасатели прибыли в Малышкино и до места происшествия на расстоянии 3 км шли пешком. В 02.50 (ирк) 11.05.09 г. группа спасателей с БПСО прибыла на место падения вертолета.

В 400 м от места падения вертолета был разбит лагерь и установлены палатки с освещением для работы оперативных групп и организации оперативного штаба на месте происшествия. Также была расчищена площадка для посадки 2 вертолетов.

В 09.15 местного времени 11.05.09 г. из Иркутского аэропорта взлетел вертолет Ми-8МТВ-1 МЧС России к месту авиакатастрофы со следственно-оперативной группой».

День траура

В понедельник, 11 мая, на следующий день после известия о трагической гибели Игоря Есиповского, в «сером доме» прошла внеочередная, чрезвычайная сессия Законодательного собрания Иркутской области.

— Сессия действительно чрезвычайная, — сказала Людмила Берлина, спикер областного парламента. — Не стало Игоря Есиповского, первого губернатора новой объединенной области. Он возглавлял регион немногим больше года, но успел сделать многое. Направление и вектор движения области определены правильно. Задача для нас, живущих и осуществляющих власть Иркутской области, претворить в жизнь все, что задумал Игорь Эдуардович. Строительство нового аэропорта, проект обновления города Иркутска к 350-летию города... И в этой ситуации нам важно сохранить сплоченность, оперативность, высокое качество управления.

По итогам 10-й внеочередной сессии Законодательного собрания было принято два постановления. Первое — о досрочном прекращении полномочий губернатора Иркутской области Игоря Есиповского в связи с трагической гибелью, второе — об объявлении 12 мая днем траура на территории региона. В связи с последним решением Заксобрания всем учреждениям культуры и местным телерадиокомпаниям была выдана рекомендация не проводить 12 мая увеселительные мероприятия и не транслировать развлекательные передачи. Все флаги Иркутской области на территории региона в этот день были приспущены.

— Когда из жизни уходит человек, это всегда трагедия. А когда грамотный руководитель, глава области — это трагедия вдвойне. Совершенно неожиданно... Жалко, чисто по-человечески очень жалко, — сказала нашему корреспонденту Наталья Протопопова, депутат Законодательного собрания Иркутской области. — Игорь Есиповский год проработал на посту региона, сформировал команду, вошел в курс дела... Для области это большая потеря. — Игорь Есиповский человеком был прежде всего благородным.

Целеустремленным, напористым, характерным, смелым. Трудностей не боялся. Это человек, который готов был созидать, — делится Гайдар Гайдаров, депутат Законодательного собрания Иркутской области. — Мы были уверены: вот наконец-то пришел сильный губернатор. Человек, который все взял в свои руки и локомотивом повел Иркутскую область вслед за сильными регионами... Он построил мост между Иркутском и Москвой. Нас понимают, нас воспринимают в федеральном центре. И тут такая тяжелая, невосполнимая утрата. Очень большая утрата.

Президент назначил и. о. губернатора

Следом за чрезвычайной сессией Заксобрания Сергей Сокол, первый заместитель председателя правительства, провел внеочередное заседание кабинета министров.

— Игорь Есиповский был человеком неравнодушным, искренне болевшим за дело. Как опытный руководитель, он умело направлял работу правительства и вникал во все проблемы региона, — отметил Сергей Сокол. — Мы должны сплотиться, сконцентрироваться и работать так же, как работали под предводительством Игоря Есиповского. За нами стоит народ, на нас лежит огромная ответственность.

Призывая к эффективному взаимодействию и качественной работе, Сергей Сокол отметил:

— Мы должны продолжить реализацию планов, задуманных губернатором Игорем Есиповским. Работой на должном уровне мы почтим память нашего руководителя, нашего товарища и друга.

В тот же день ближе к вечеру стало известно о подписании президентом Дмитрием Медведевым указа о назначении Сергея Сокола временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области.

Был ли черный ящик?

Утром 11 мая рабочее совещание провел министр транспорта РФ Игорь Левитин, прилетевший накануне в Иркутск для координации действий власти. В это же утро для выяснения причин катастрофы в столицу Приангарья прибыли эксперты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В числе опытных специалистов-расследователей МАК — представители Росстранснадзора, Росаэронавигации, Росгидромета. Сразу после совещания с Игорем Левитиным комиссия вылетела на место происшествия.

В тот же день в девять часов вечера у здания администрации Иркутского аэропорта брифинг провел Георгий Ячменев, заслуженный летчик России, председатель комиссии МАК. Итоги первого дня работы таковы: фрагменты тел доставлены в Иркутск, специалисты приступили к процедуре экспертизы. Обломки вертолета транспортируют в Иркутский аэропорт, где на специально отведенной площадке производят выкладку всех уцелевших фрагментов для дальнейшего изучения и исследования. Выясняется, было ли оборудовано воздушное судно черным ящиком.

— Не все вертолеты иностранного производства оборудованы бортовыми самописцами. Так, например, на отдельных моделях вертолетов Robinson или Bell они не установлены, — пояснил председатель комиссии МАК.

Поток вопросов о причинах и версиях произошедшей трагедии Георгий Ячменев корректно прервал. Первый день работы — это лишь начало пути. По словам председателя комиссии, о результатах говорить преждевременно. Единственное — Георгий Ячменев опроверг информацию о разлетевшихся фрагментах вертолета в радиусе пятисот метров.

— Нет, это неправда, — кратко прокомментировал председатель комиссии. По предварительным данным, на месте крушения работы будут идти два-три дня, а в целом для выяснения причин авиакатастрофы технической комиссии МАК потребуется не менее двух недель.

Тела погибших опознаны

12 мая на пресс-конференции в здании областного правительства исполняющий обязанности губернатора Сергей Сокол огласил официальные итоги экспертизы опознания. Как и предполагалось, погибших четыре человека: глава региона Игорь Есиповский, первый заместитель председателя правительства Михаил Штонда, охранник губернатора Александр Шостак и пилот первого класса Виктор Кунов. По словам Сергея Сокола, у всех четверых были разные группы крови, что значительно облегчило процедуру опознания останков.

Кроме того, исполняющий обязанности губернатора рассказал и о некоторых обстоятельствах того трагического дня. Как сообщалось ранее официальными источниками, 9 мая Игорь Есиповский отправился в рабочую поездку с целью осмотра территорий вблизи поселка Большое Голоустное. Напомним: в соответствии с проектом именно там планируется разместить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа.

В 8 часов вечера из Большого Голоустного вертолет должен был вылететь обратно в Николу, где в числе ожидавших губернатора была и его супруга Ольга Есиповская. Когда вечером в назначенное время вертолет на место назначения не прибыл, оставалась надежда на вынужденное изменение планов губернатора (например, в связи с погодными условиями). Утром забили тревогу — начались поиски.

В подтверждение рабочей цели поездки губернатора (в ряде электронных и печатных СМИ прошла информация о том, что истинной причиной полета была охота) с заявлением выступил Игорь Шпаков, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Иркутской области. По словам Игоря Шпакова, его встреча с губернатором планировалась на самое ближайшее время. Тема обсуждения — перспективы развития особой экономической зоны и привлечение инвестиций. Кроме того, на встрече предполагалось подписать точный перечень строительства объектов инфраструктуры. Цена вопроса 9,6 млрд рублей. По словам Игоря Шпакова, видимо, для того чтобы еще раз наглядно оценить реальные перспективы территории, Игорь Есиповский и отправился в рабочую поездку.

Прозвучала на пресс-конференции и информация относительно похорон. Как рассказал Сергей Сокол, тело Игоря Есиповского будет предано земле 14 мая на Троекуровском кладбище в Москве, где похоронен отец погибшего губернатора. Церемония прощания назначена на 13 мая.

Что сказал Минтранс

РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Минтранса назвало владельца вертолета Bell, на котором разбился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Им оказался житель подмосковного города Мытищи Сергей Александрович Шмаков. На его имя зарегистрирован вертолет Bell-407, бортовой номер RA-01895.

«Московский комсомолец» дает более полную характеристику владельцу вертолета: «Bell-407 (бортовой номер RA-01895), на котором разбился губернатор, принадлежит состоятельному бизнесмену из подмосковных Мытищ Сергею Шмакову. Ему 41 год, у него шестеро детей. Он является директором строительной фирмы «Сапсан». Бизнесом он начал заниматься в 1989 году, продавая холодильники, а с 1991 года его компания первой стала возводить коттеджные поселки в Подмосковье, реализовала 15 загородных проектов. С 1992-го по 1996 год Шмаков был заместителем чукотского губернатора. Не исключена версия, что Шмаков и Есиповский собирались договориться о строительстве нового комплекса на Байкале. Впрочем, недавно Шмаков заявил, что в тендерах больше участвовать не будет. «Решили раз и навсегда, что с чиновниками не будем иметь никакого дела. Больше ни в каких проектах, инициированных государством, не участвуем».

Шмаков увлекался автоспортом. В 1993 году он на собственные деньги организовал гоночную команду, с которой в 2003-м стал абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам, в 2004-м и в 2006-м получил Кубок мира. Затем Шмаков провел первые частные соревнования — на кубок «Сапсана», потом принял участие в гонках Париж — Дакар, где занял 11-е место. После этого он ушел из автоспорта. Есиповский также интересовался гонками. Еще с тех времен, когда был президентом «АвтоВАЗа». Возможно, с Сергеем он познакомился именно благодаря общим увлечениям».

Интерфакс, в свою очередь, передал со ссылкой на Минтранс, что экипаж вертолета не направлял в Иркутский радиоцентр заявку на использование воздушного пространства.

Между тем, по сообщению ИА Regnum, старший помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ Нина Калюш заявила, что в качестве одной из версий авиакатастрофы рассматривается теракт. Очевидцы падения вертолета сообщали, что Bell взорвался в воздухе и сгорел, упав на землю. Следствие рассматривает и другие версии: техническая неисправность, ошибка пилотирования, погодные условия.

Соб. инф. с использованием информагентств. Фото emercom.irtel.ru, www.sledcomproc.ru

Метки:
baikalpress_id:  11 272