Открыт новый вирус клеща

Он локализуется в Эхирит-Булагатском районе и очень опасен для человека

Приангарье давно заслужило славу региона, богатого на клещей. Каждый год с наступлением тепла насекомые активизируются и начинают свою жестокую атаку на человека. Количество клещей с каждым годом не уменьшается, но и не увеличивается — хотя бы это радует. Число опасных болезней, переносчиками которых являются клещи, также остается неизменным. Самыми распространенными являются клещевой энцефалит, боррелиоз и риккетсиоз. Совсем недавно ученые Института эпидемиологии и микробиологии Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН открыли новый тип вируса клещевого энцефалита.

От нового вируса уже умер человек

— Клещевой энцефалит существует трех видов — дальневосточный, это очень тяжелый вирус, примерно 30% заразившихся им умирают; урало-сибирский — смертность составляет 1—2% от общего числа заболевших; европейский — это слабый вирус, — рассказывает Юрий Джиоев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории генетической диагностики Института эпидемиологии и микробиологии. — Все эти три варианта вируса клещевого энцефалита присутствуют в нашем регионе. В чем опасность этого вируса? Он попадает в кровь, затем в мозг, где начинает разрушать клетки. В результате у человека могут отказать руки, ноги, наступить полный паралич тела, болезнь может привести и к летальному исходу.

Недавно в Эхирит-Булагатском районе мы обнаружили новый вариант вируса клещевого энцефалита, по своей генетической природе он близок к дальневосточному, самому опасному вирусу.

Иркутским ученым удалось расшифровать генетическую структуру вируса. Кроме Эхирит-Булагатского и соседнего с ним Баяндаевского районов он был выявлен в Бурятии, а также за рубежом — в Монголии, где от него на 11-й день после укуса умер один человек.

— Это новый вариант вируса клещевого энцефалита, скорее всего очень опасный. Он может приводить к тяжелым формам инвалидности, а возможно, и к смертельным случаям, — подчеркивает Юрий Джиоев. — Его возможную опасность мы вычислили, когда полностью расшифровали его генетическую структуру, на это у нас ушло почти два года. Похожие на этот тип вирусы мы обнаружили в Бурятии, Бичурском районе и Читинской области. Вариантов, как этот вирус, сходных по действию с дальневосточным, оказался на нашей территории, несколько. Может быть, он был занесен с птицами, которые мигрируют с Дальнего Востока через Байкал; возможно, произошла генная мутация вирусов, связанная с прохождением через наш край облака от ядерного взрыва в Семипалатинске.

Биочип нам поможет

Именно тяжелая и опасная ситуация, связанная с большой численностью клещей, и заставила иркутских и российских ученых (группа насчитывает более 30 человек) искать новые способы диагностики болезней, переносчиками которых и являются эти насекомые.

— В одном клеще запросто могут уживаться 2—3 инфекции. Известны случаи, когда человек заболевал не только клещевым энцефалитом, но одновременно и другими болезнями. В этом случае опасность для организма, конечно, усиливается, — говорит Юрий Павлович. — Нам удалось разработать биочип, который может быстро и эффективно выявлять возбудителей, заражающих человека при укусах клещей. Это относительно несложное устройство, но на его изобретение у нас ушло несколько лет. Вадим Анненков, сотрудник Лимнологического института, создал особое нанопокрытие из молекул, на которое наносятся другие специальные молекулы — зонды. Затем мы берем клеща, выделяем из него генетический материал и наносим его на специальную лунку. Наблюдение под ультрафиолетовым микроскопом позволяет понять, является ли клещ носителем болезней либо нет.

В чем несомненное преимущество этого метода — он позволяет быстро и одновременно эффективно выявить все три опасные для человека инфекции, если они присутствуют в клеще, — энцефалит, боррелиоз и риккетсиоз. Сейчас используются в основном два метода диагностики этих болезней — ПЦР-диагностика и иммуноферментный анализ клеща и крови человека. Оба метода неидеальны, допустимы небольшие погрешности в постановке диагноза, и самое главное — анализы на возбудителей занимают несколько часов. А в случае с клещевым энцефалитом ранняя диагностика очень и очень важна — чем раньше начинается лечение в случае подтверждения диагноза, тем более благоприятен прогноз выздоровления человека.

— У нас пока есть лишь лабораторный образец биочипа, мы планируем еще работать над ним, совершенствовать, чтобы определять и большее количество инфекций (клещ переносит до семи наименований инфекционных заболеваний, опасных для человека), и делать это еще быстрее и качественней. В дальнейшем таким образом можно будет диагностировать и другие инфекции — гепатиты, грипп, японский энцефалит, СПИД, для этого потребуется лишь заменить молекулы-зонды в биочипе. Главное — знать генетическую структуру вируса или бактерии.

Такой метод диагностики болезней намного дешевле, быстрее и проще, чем те, что существуют сегодня. Прежде чем внедрить биочип, изобретение нужно запатентовать, найти деньги на его массовое производство. Пока ученые, как говорится, работают на голом энтузиазме. Был выигран грант по федеральной программе развития нанотехнологий, но выделенные деньги пока заморожены.

Как поймать вирус?

На таком же энтузиазме ученые под руководством Юрия Джиоева разрабатывают технологию, как можно находить и ликвидировать вирус непосредственно в клетках.

— Пока вирус, например, клещевого энцефалита находится в крови, его можно поймать, остановить его распространение. Если же вирус начал размножаться в клетке, делиться, вылечить человека практически бывает очень трудно, нет еще лекарств для таких случаев. Член нашей команды Борис Сухов и его коллеги из Иркутского института химии изобрели наноконтейнер из молекул, который может проникать в клетку. Мы работаем над созданием препарата-наноконтейнера, содержащего специальные молекулы-зонды против вируса, которые доставлялись бы внутрь зараженной клетки и тормозили или прекращали размножение вируса. Таким образом, заразившийся человек будет спасен. Такой препарат практически безвреден для организма, вводить его мы планируем с помощью инъекций либо обычных капсул.

Клеща будут исследовать круглосуточно

По словам врачей, пока самым эффективным способом защиты от опасных насекомых является вакцинация. Причем если раньше прививки рекомендовали делать до начала весенне-летнего сезона, то сейчас введены новые правила — вакцину можно ввести в любое время года. Тем же, кто прививаться по каким-либо причинам не желает, врачи рекомендуют пользоваться средствами защиты от клещей, они продаются в специализированных магазинах и аптеках. Стоимость — от 70 до 200 рублей.

— Когда приходит покупатель, он обычно просит репеллент от клещей. Но надо пояснить, что репеллент — это отпугиватель насекомых, а в целом средства защиты от клещей делятся на три вида — непосредственно репелленты, которые отпугивают клещей, акарицидные, которые убивают насекомое, и инсектицидно-репеллентные, это препараты комбинированного действия, то есть они и отпугивают, и убивают клещей, — рассказывает продавец-консультант магазина, специализирующегося на дезинфекции. — Обычно спрашивают «Дэту» или «Фумитокс», мы объясняем разницу.

«Дэта» и «Рефтамид Максимум» отпугивают клеща, но не лишают его активности. А вот «Рефтамид Таежный», «Фумитокс», «Гардекс» обладают нервно-паралитическим действием; даже если клещ пристанет к одежде, то, пораженный действием препарата, отпадет уже через несколько минут. К препаратам третьей группы относятся известный «Москитол-антиклещ» и «Кра-реп», в них содержится два действующих вещества, которые и оберегают человека от укусов насекомых. Для детей существуют специальные средства, которые можно наносить на кожу ребенка.

— Не забывайте как можно чаще осматриваться на природе, клещи сейчас голодные, а потому очень активные, агрессивные, — напутствует Юрий Джиоев. — Помните, что клещи любят укромные места — область шеи, груди, паха, подмышечные впадины; кожа здесь тоньше, присосаться ему легче.

Если он укусил

Если же сберечься от укуса насекомого не удалось, следует немедленно принять меры — клеща удалить, завернуть во влажную марлю или тряпочку и везти на анализ. Стоимость его в этом году составляет 440 рублей. Начиная с ближайших выходных, в Институте эпидемиологии и микробиологии принимать насекомых на анализ будут круглосуточно.