Первый раз в первый класс

Тревожным и запущенным детям в школе учиться труднее

В школах Иркутска и области сейчас идет запись в первый класс. Родители и дети с волнением приходят на собеседование, ждут первого родительского собрания, потихоньку покупают ранцы, прицениваются к школьным костюмам. Какие же требования сегодня предъявляет школа к первокласснику? Наших читателей консультирует педагог-психолог школы № 24 Людмила Урбанович.

Давно известно, что каждые семь лет в организме человека происходит обновление. Поэтому неслучайно в школу дети идут обычно в этом возрасте, и семилетний ребенок существенно отличается от шестилетнего, а тем более пятилетнего малыша. Именно в семь лет человек переживает один из самых сильных кризисов в своей жизни (превосходит его лишь кризис переходного возраста — 13—14 лет). В этот период в ребенке должны проявиться три так называемых новообразования — личностного, психологического и физиологического плана.

— Один из важных параметров, по которым мы определяем, готов ли ребенок к школе, является готовность к обучению, наличие мотивации к учебе, — утверждает Людмила Урбанович, педагог-психолог школы № 24. — Именно ближе к семи годам у ребенка рождается умение общаться не только со сверстниками, но и с собой. Ребенок уже должен уметь проводить анализ собственных поступков.

Кстати, именно в семь лет формируется самооценка как регулятор поведения, происходит и созревание лобных долей (зоны инициативы, активного мышления, социальных навыков), которые отвечают за умение планировать, анализировать. Кстати, созревание лобных долей у девушек заканчивается в 18 лет, у юношей — в 21 год.

Запись в школу обычно производится в кабинете директора, где с ребенком беседуют школьные психологи, которые определяют не только интеллектуальный уровень, но и психологическую готовность к школе. После записи в первый класс по желанию родителей ребенок приходит на психологическую консультацию.

Ребенок оценивается по следующим параметрам.

1. Регуляторный

Это умение принимать учебную задачу, удерживать ее и сохранять при выходе. Пример: «Юра, тебе сейчас семь лет. А два года назад ты был старше или младше? Сколько лет тебе было?»

Взрослым это покажется невероятным, но данную задачу не так-то просто решить ребенку. И когда мама советует малышу: «Да ты просто отними», он не понимает, о чем она говорит. И порой лишь разбор этого задания на пальцах («Вот у тебя семь пальчиков, давай два загнем, сколько остается?») помогает ребенку разобраться. У детей в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и с этим надо считаться.

2. Эмоционально-волевой настрой

Это прежде всего желание ребенка идти в школу, учиться, так называемая мотивация к учебе. Семилетки уже вполне способны понимать разницу между «хочу» и «надо». Как показывает опыт учителей, большинство детей настроены на школу, учебу родителями. Но есть среди них и те, кто действительно хочет учиться. Примерно 5% потенциальных первоклассников вообще не хотят идти в школу.

— Обычно у таких детей неразвита любознательность, высока степень тревожности. Они могут плохо спать, не отличаются хорошим аппетитом. Эмоционально-волевая сфера у них не сбалансирована. Внешне такие дети тоже заметны — кусают губы (обычно изнутри), грызут ногти, мнут руки, у них бывают нервные тики, — говорит Людмила Урбанович. — Для такого тревожного малыша поступление в школу — настоящее испытание. Он опасается ребят, учительницы, боится отвечать на уроках и бегать на переменах. У таких детей могут быть тревожные мамы, которые своими волнениями, попытками выяснить отношения с ровесниками своего ребенка, а возможно, даже и нравоучениями в их адрес рискуют окончательно загубить его репутацию в классе, его становление в школе.

Причины тревожности различны. Это может быть конституционная, врожденная особенность ребенка; бывает, что такую неблагоприятную установку дает мама: «А если бы ты упал!», «А если бы эта собака тебя укусила!», «А если бы ты провалился в этот колодец!». Никаких «если бы», ориентирующих на неуспех, неудачу, опасность, быть не должно! Тем более сказанных столь категоричным тоном.

Уровень внимания ребенка — еще одно качество, по которому его оценивают педагоги и психологи. В него входят умение сосредоточиться и непосредственно объем внимания. Если внимание у ребенка развито недостаточно хорошо, даются специальные упражнения, которые рекомендуется выполнять. Иначе малышу в школе придется трудно.

3. Интеллектуальная готовность к обучению

Иначе говоря, это уровень умственного развития ребенка. Сегодня для поступающих в школу детей выдвигаются довольно серьезные требования — умение читать, считать (до 100 и обратно до 25), пересказывать прочитанное, выполнять логические упражнения, отличать существенное от второстепенного, обобщать, умозаключать по аналогии. Внимание, восприятие, память, мышление, речь — все это должно быть развито в соответствии с возрастом.

— Большинство детей сегодня посещает детский сад, где они проходят серьезную подготовку к школе. И сегодня практически все дети умеют читать. Отставание в развитии мы наблюдаем обычно у детей из социально неблагополучных семей, там, где наблюдается бытовая запущенность: нет книг, развлечений, мало жизненных впечатлений. Мы бы рекомендовали тщательно готовить детей к школе, иначе у ребенка будет отставание, а значит, и неуспех, возможно развитие комплексов.

4. Коммуникативная сфера

Умение общаться со сверстниками, взрослыми, умение слушать и слышать, понимать требования учителя — вот что входит в коммуникативную сферу. Наблюдайте за своим ребенком, и, если у него мало друзей, возникают проблемы в общении с ровесниками, помогите ему, проконсультируйтесь у профессионального детского психолога.

5. Мотивационный компонент

Желание учиться, потребность в знаниях, интерес к получению новой информации — эти параметры также важны для первоклассника.

6. Функциональная готовность

Это уровень развития нервной системы. Высидеть 40 минут урока — серьезное испытание для ребенка, но маленький человечек, поступающий в школу, должен уметь его выдержать. А сможет ли он? На этот вопрос учителя ответят уже на собеседовании.

Если вы, прочитав эту статью, считаете, что ваш ребенок к школе пока не готов, не расстраивайтесь. Как минимум четыре месяца для подготовки у вас еще есть. Помочь вам могут профессиональный психолог, педиатр, невролог и, конечно же, ваше любящее материнское сердце.

С 6 или с 7?

Пять-семь лет назад это было повальным увлечением, или, говоря на языке гламура, модным трендом — отдавать детей в школу шестилетними. Но, как показывает практика, шестилетки быстрее и больше сверстников устают физически, у них могут возникнуть проблемы психологического плана в общении с более старшими одноклассниками. И сегодня в школах уже мало шестилеток, родители стали более разумными, грамотными. Но есть ряд детей, которые действительно готовы идти в школу уже в шесть лет.

Таких держать дома нет смысла — настолько хорошо они развиты физически и интеллектуально. Почему в школу идут в семь лет? Именно в этом возрасте черепная коробка у ребенка достигает 4/5 своего размера, меняется каркас лица, начинают выпадать молочные зубы, идет интенсивный рост ребер, дыхание из брюшного переходит в грудобрюшное. К 6—7 годам кора больших полушарий уже достаточно зрелая, а размеры поверхностных корковых зон достигают 80% объема взрослого человека.

Советы родителям

1. Выбрать первую учительницу для своего ребенка нужно заранее, опираясь на рекомендации соседей, жителей своего микрорайона, психолога школы, наконец. У родителей всегда есть выбор, какому педагогу ребенка отдать, ведь набор в первый класс обычно осуществляют 3—4 учителя. Учительница начальных классов — это, по сути, вторая мама, которая в идеале должна научить ребенка не только математике и письму, но и доброте, душевности, чуткости, развить в нем творческое начало. Начиная примерно с 6 лет авторитет родителей в глазах детей уже не является абсолютным и непререкаемым, в жизни ребенка появляются новые идеалы, и педагог начальных классов оказывает большое влияние на формирование ребенка как личности. Именно доброта — самое важное качество первой учительницы, имейте это в виду. Как утверждает психолог Людмила Урбанович, в начальных классах выдается кредит доверия на всю оставшуюся жизнь.

2. Предвкушение радости — именно такое ощущение нужно создать у ребенка перед поступлением в школу. Создать такой настрой во власти любого заботливого родителя. Учиться на пятерки, получать знания, овладевать навыками, то есть побуждать к действию, должно именно предвосхищение радости.

3. На первые две недели школьного года постарайтесь взять на работе отпуск, чтобы в это действительно сложное для ребенка время быть с ним, чтобы у вас была возможность провожать его в школу и встречать из нее.

4. Какие бы сложные, спорные, нервные ситуации ни возникали в школе в этот начальный период, относитесь к ним с юмором. Смейтесь вместе с ребенком, а не отчитывайте его за промахи, не ругайте, не показывайте, что вас это сильно расстраивает. Хорошую помощь может оказать пример из собственного детства — рассказывайте малышу, как вы пошли в первый класс, как звали вашу учительницу, с кем вы дружили, как делали уроки и за что получили первую пятерку.

5. Уже в этом возрасте у детей есть определенная мода — на игрушки, одежду, рисунки на тетрадях и портфелях. Если дочка требует, просит, умоляет купить портфель с изображением героинь из популярного мультфильма «Школа волшебниц», пойдите ей навстречу. Ну а если среди мальчишек рейтинговыми являются какие-то определенные бейсболки либо кроссовки, не игнорируйте этот факт.

6. Первая встреча со школой должна оставить самые приятные ассоциации. 1 сентября постарайтесь устроить ребенку дома небольшой праздник, накройте красиво стол и, самое главное, купите памятный подарок!

Метки:
baikalpress_id:  22 813