Деревня моя

Лидинск — небольшая таежная деревушка. Живописное место: на горизонте голубая тайга, у подножия склона лужайки с островками березняка. Но основная достопримечательность — речка Булга. Она-то и привлекает со всех окрестных деревень и детей и взрослых.

Когда в конце XVI в. началось освоение русским народом Сибири, А.И.Герцен писал: «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх и риск океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки, на мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана».

Сотни, а затем и тысячи людей пошли с конца XVI в. на восток — «встречь солнца» — через горные хребты и непролазные болота, по дремучим лесам и необозримой тундре, пробираясь сквозь морские льды, преодолевая речные пороги. Весь путь до Тихого океана был усеян безвестными могилами первопроходцев и переселенцев. Но несмотря ни на что, русские люди заселяли и осваивали огромные пространства Сибири. Вся эта гигантская страна, в 1,5 раза превышающая по размерам Европу, стала большой и малой родиной для многих людей разных национальностей.

Так и для белорусских переселенцев этот суровый край стал родным. С 1907—1912 гг. начинается массовое переселение крестьян из Центральной России в Среднюю Азию, Сибирь, на Северный Кавказ. За эти годы на Урал выехало 1,3 млн человек.

Перевозили их в специальных вагонах с маленькими зарешеченными окнами, прозванных в народе столыпинскими. На пути следования создавались пункты питания. Вероятнее всего, желающим переселенцам на местах выдавалось предписание о месте назначения. Все имущество, скот, птицу, лошадь увозили с собой. Для обоснования на новом месте переселенцам полагалась определенная сумма денег, называемая подъемными.

Столыпинская реформа определила судьбу многих поколений белорусских переселенцев. В 1909 г. приезжают первые семьи в ныне существующие деревни Лидинск, Толстовка, Васильевск, Тургеневка.

Место поселения для вновь прибывших определяли землеустроительные комиссии. На свободных землях, покрытых лесом, отводились участки для строительства, под пашенные земли. Нужно отметить, что рискнуть ехать за шесть тысяч верст, в далекий сибирский край могли люди с крепкой волей и огромным желанием начать новую жизнь.

Первыми поселенцами в деревне Лидинск были семьи Юрашевич, Бонько, Горошко, Борейко. Первым делом на реке Булге они строят мельницу, затем избы, раскорчевывают участки для пашни. Первые два года были очень тяжелые, неурожайные. И лишь на третий год, получив урожай, наши прадеды решают остаться, хотя многие за эти два неурожайных года вынашивали мысль вернуться назад в Белоруссию.

Первые годы было очень тяжело, приходилось делать все своими руками и надеяться только на себя. Постепенно налаживался быт, белоруссы нашли контакт с местным населением. Буряты дружелюбно относились к белорусам. В 1912—1913 г. прибывает новая волна переселенцев. Деревня прирастает новыми домами, строится начальная школа, магазин.

В годы советской власти колхоз «Путь Ленина» был славой и гордостью Баяндаевского района. Руководил им председатель Перевалов А.В. «Работали очень много, дисциплина была железная, если провинился, наказания не избежать, но и передовиков поощряли щедро», — рассказывает М.Я.Мартынович, много лет проработавшая бригадиром в д. Лидинск. Это поистине легендарная женщина. Она находила компромисс и с руководством, и с простыми людьми. О таких говорят: «В горящую избу войдет, коня на скаку остановит». Мало осталось в деревне жителей, переживших голодные и трудные годы войны, всю свою жизнь и здоровье положивших во имя строительства социализма и коммунизма. Это Горошко Феодосия Ивановна, Могуйло Нина Ивановна, Тюшкевич Клавдия Павловна, Мартынович Мария Яковлевна. Но они продолжают жить и любить жизнь, свою Родину, помогают растить внуков, правнуков. Низкий им поклон.

В настоящее время в деревне насчитывается чуть больше трех десятков домов. Как и многие деревни в России, выживают за счет личного подсобного хозяйства. Это одна из немногих деревень, из которой молодые семьи не уезжают. Живут верой и надеждой, что государство обратит свой взор в сторону сельского хозяйства, когда, наконец, оно существенно начнет вкладывать средства в развитие и производство сельскохозяйственной продукции и найдет эффективные средства для стимулирования и развития частных форм ведения сельскохозяйственного производства.

В этом году деревня Лидинск празднует 100-летний юбилей. Спустя сто лет народ, переселившийся из Белоруссии, сохранил традиции, культуру. Почти в каждой избе есть вышивки с национальным орнаментом, сохранились деревянные сундуки, шкафы, скамейки.

Ежегодно в деревне празднуется Масленица с традиционным сжиганием чучела на костре, играми, народными гуляниями. Этот трудолюбивый, сильный духом белорусский крестьянин, для которого Сибирь стала Родиной, упорно будет продолжать дело, начатое их прадедами, трудиться и любить землю, ибо земля — кормилица всех.

Метки:
baikalpress_id:  39 754
Загрузка...