Программу назвали путинской

Дешевый автопром и подводные камни льготных автокредитов

С момента, когда банки в Иркутске начали принимать заявки на льготное автокредитование, минуло полмесяца. Уже можно подвести первые итоги. Безусловно, интерес к «Жигулям» и «Нивам» возрос, иномарки отечественной сборки также привлекают внимание потенциальных заемщиков. Однако ряд экспертов по-прежнему сомневаются в успехе отечественного автопрома.

Сколько экономим?

В Иркутске автокредит на льготных условиях можно оформить в двух банках — в Байкальском банке Сбербанка России и филиалах ВТБ-24. Напомним, в рамках правительственной программы, нацеленной на поддержку отечественного автопрома, государство компенсирует две трети ставки рефинансирования ЦБ, то есть 8,66% (цифра дня сегодняшнего). Таким образом, если по стандартной программе автокредитования банковская ставка равна, к примеру, 15%, то в рамках специального предложения фактическая ставка составит 6,34%.

Разница, казалось бы, существенная, однако в денежном эквиваленте не сказать чтобы весьма значительная. Так, например, при оформлении кредита в Сбербанке на максимально возможную сумму в 245 тысяч рублей сроком на 2,5 года чистая экономия составит 27 с половиной тысяч рублей.

При этом стоит учесть три немаловажных пункта. Во-первых, стоимость автомобиля не должна превышать 350 тысяч рублей. Во-вторых, при оформлении льготного автокредита заемщик должен внести первоначальный взнос в размере 30% от стоимости машины. Так, например, если вы остановили свой выбор на автомобиле из семейства «Приора» стоимостью 335 тысяч рублей, вам разом нужно выплатить чуть больше 100 тысяч рублей. В-третьих, программа будет действовать до конца 2011 года, а значит, уже сегодня максимальный срок кредитования составляет 2 года 7 месяцев.

Кому-то условия льготного автокредитования могут показаться выгодными, кому-то нет. Объективно оценивая госпрограмму, нельзя не отметить — первоначальный взнос в размере 30% от стоимости авто существенно ограничивает спектр потенциальных заемщиков. Учитывая экономическую нестабильность и массовую неуверенность в завтрашнем дне, отнюдь не каждый желающий обзавестись новеньким авто может раздобыть столь существенную сумму.

Даже самый дешевый автомобиль — «Жигули» пятой модели — потребует от заемщика первоначального взноса в размере порядка 50 тысяч рублей. Прибавьте к этому и ограниченный срок кредитования.

Огласите весь список, пожалуйста...

Какие автомобили можно приобрести в рамках льготного кредитования? В утвержденный список вошло около 30 моделей. В том числе полный модельный ряд АвтоВАЗа, включая классические «Жигули», «десятки», «Приору» и «Калину». Плюс «УАЗ-Хантер» и «Шевроле-Нива». Кроме того, в перечень вошло несколько иномарок отечественной сборки: Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Jetta.

Первое, что удивляет, — наличие в списке «льготных» машин автомобилей Ford Focus и Volkswagen Jetta, стоимость которых колеблется в районе 600, а то и 700 тысяч рублей. В дилерском центре пояснили: речь идет об автомобиле Ford Focus в модификации Ambiente. За счет минимальной комплектации ценовая планка на автомобиль снижена до 345 тысяч рублей. Именно по такой стоимости машину можно приобрести в Иркутске.

— Ford Focus в модификации Ambiente — это трехдверный хэтчбек на механике, с двигателем в 80 лошадиных сил, — поясняет Иван Тарапатин, специалист отдела продаж. — В отличие от более дорогих моделей здесь отсутствуют литье, противотуманные фары, МР3-магнитола.

Единственная проблема — срок ожидания. Модель данной комплектации производят фактически на заказ. Если сегодня вы примете решение приобрести машину, в Иркутск она придет не раньше августа.

— По программе льготного кредитования интерес к модели колоссальный. Люди звонят, спрашивают, наводят справки. Правда, заказов как таковых пока еще не поступало.

А вот в отношении автомобиля Volkswagen Jetta ситуация неясна. На сегодняшний день минимальная стоимость машины составляет 640 тысяч рублей. Вполне возможно, концерн пойдет на понижение цены опять же за счет минимальной комплектации. Однако официальному дилеру в Иркутске ничего об этом неизвестно.

— Как только по федеральному телеканалу прошла соответствующая информация, начались звонки от населения, — рассказывает Ксения Сляднева, кредитный брокер компании. — Мы же пока никаких разъяснений дать не можем.

Не подходит под ценовую планку и «Шевроле-Нива». У официального дилера стоимость автомобиля превышает 400 тысяч рублей.

Будет ли толк?

Возымеют ли результат усилия правительства по поддержке отечественного производителя? На этот счет у экспертов есть немало сомнений. Учитывая скептицизм среднестатистического автолюбителя в отношении качества российских машин, массового приобретения «Жигулей» и уазиков ожидать, по их мнению, не стоит.

Александр В. занимался продажей отечественных автомобилей в течение 12 лет. В итоге дело закрыл — бизнес перестал приносить доход. Одна из причин — широкое предоставление автокредитов.

— В последние три года люди крайне неохотно шли на покупку «Жигулей». Зачем приобретать «Ладу-Калину», если можно взять кредит и купить вполне приличное японское авто?

И даже новые «Приоры» и «Калины», по мнению Александра, не соответствуют современным требованиям качества и комфорта.

— Это все равно что сравнивать «Боинг» с самолетом Ту-154 или телевизор «Рубин» с японским «Шарпом». Да, уровень продаж наверняка увеличится, но, думаю, неощутимо. Если народ и пойдет покупать «Жигули», то не от хорошей жизни.

Вместе с тем у официального дистрибьютора ОАО «АвтоВАЗ» в Иркутске наблюдается оживление. Народ звонит, интересуется, выбирает. По словам маркетолога Владимира Михайлова, госпрограмму по льготному кредитованию население именует и народной, и путинской, и президентской. Что касается уровня продаж, компания рассчитывает на повышение спроса, однако в масштабах отнюдь не глобальных. Финансовый кризис больно ударил по карманам рядовых обывателей. В период сокращений, инфляции и общей нестабильности люди к долговым обязательствам относятся с осторожностью. Плюс ко всему в этом году на реализацию программы государство выделяет 2 миллиарда рублей. По предварительным прогнозам, денег хватит на выдачу порядка 150 тысяч льготных автокредитов.

— В масштабах страны сумма небольшая. Кардинально ситуация с продажами не очень изменится.

Что касается качества, то Владимир Михайлов согласен: по ряду характеристик, например по дизайну, эргономике или ресурсу двигателя, отечественный автопром действительно отстает. Вместе с тем российские машины обладают двумя бесспорными преимуществами — низкой стоимостью эксплуатации и высокой адаптацией к российским дорогам и условиям.

— Не стоит забывать, что помимо Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов есть поселки, деревни, районные центры, где вопрос жестких условий эксплуатации и стоимости ремонтных работ и автозапчастей стоит на первом месте. Наши автомобили гораздо выносливей, и запчасти на них гораздо доступней.

Свежий сэконд-хенд подорожал

Больше шансов на реальное увеличение уровня продаж — у иномарок отечественной сборки, так полагает ряд специалистов. В одной из компаний, официальном дилере Skoda, нам подтвердили — интерес к путинской программе налицо.

— Льготное кредитование, безусловно, пользуется спросом, — поясняет Александра, специалист компании. — Звонков поступает масса. Уже сегодня несколько клиентов собирают необходимый пакет документов. Рассказывая о стоимости машин, нельзя не упомянуть и цены на авторынке в Рабочем. В общем и целом свежий японский сэконд-хенд ввиду таможенных пошлин и курса доллара значительно подорожал. Вторичный рынок с пробегом по России, хоть и незначительно, но сбавил цену. Причина — снижение покупательской способности.

Евгений отдает свой автомобиль «Субару-Форестер» 2001 года выпуска за 300 тысяч рублей.

— Ресурс двигателя, кузова, прочих комплектующих не идет ни в какое сравнение. Это автомобиль-миллионник! Какие могут быть «Приоры»?

Итого

Выбор за вами

Подводя итог, заметим — выбор у потенциального заемщика широкий. Что приобрести на 300—350 тысяч рублей — полностью укомплектованный автомобиль «Приора» или простенький, но «Форд-Фокус»? А может, скопить, занять, поскрести по сусекам и тысяч за 200—250 купить японский сэконд-хенд? Например, традиционную «Тойоту-Калдину» года 97—98-го?

Все в конечном итоге зависит от запросов и финансовых возможностей. Выбор за вами.

Загрузка...