Спасите наше болото!

В Ново-Ленино готовы ехать пенсионеры со всего мира

Болота называют легкими Земли. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, формируют климат и поддерживают биологическое равновесие. Болото в черте города — это настоящий подарок природы. Вот только ценить такие подарки надо уметь. Ново-ленинские болота, несмотря на все усилия экологов, орнитологов, биологов, до сих пор остаются под угрозой медленной гибели — из-за возможного строительства автодороги. Ее перенос всего на один километр может спасти биологическое разнообразие болот.

Зачем нужно болото?

Еще в 1988 году горсовет Иркутска принял решение признать ново-ленинские болота охраняемой территорией. Иркутские «зеленые» вели долгую борьбу за болота — здесь не должно было быть никакого строительства! Была идея сделать здесь заказник, но, как это обычно бывает, она повисла в воздухе и пока осталась нереализованной.

Общая площадь болот составляет более 500 гектаров, на сегодня это единственный участок ангарской поймы, который сохранился после образования водохранилища.

По логике, ново-ленинские болота должны охраняться государством и быть защищены от любого строительства. Но в свое время здесь был построен завод железобетонных конструкций, через болота были проложены автомагистрали и железнодорожные насыпи, немалые участки были осушены под промышленные склады.

— В Омске такая птичья гавань была создана специально, а нам сама природа дала такое богатство, но мы не можем его сохранить, — сокрушается Вера Шленова, председатель Иркутского отделения общества охраны природы. Ново-ленинские болота вполне реально вывести из разряда бросовых земель и ввести в объект международного уровня, который привлечет в регион дополнительные туристические ресурсы.

— В 1985—1989 годах в Иркутск приезжали толпы иностранцев, чтобы посмотреть на наших птиц, — вспоминает орнитолог Вадим Ивушкин. — За границей есть целое движение — наблюдение за птицами, оно особенно широко распространено среди активно путешествующих пенсионеров. Но тогда им не понравились цены и неустроенность площадок для наблюдения. При должном уровне сервиса иностранцы — любители живой природы вновь облюбовали бы наш регион. Что принесло бы Иркутской области не только популярность, но и приток денежных средств.

Морской голубок и усатая синица

Усатая синица, камышовая овсянка, чибис, кречет, красношейная поганка... Этих птиц мы до сих пор можем увидеть в черте города — это ли не чудо? В межсезонье здесь можно увидеть сапсана, кречета, беркута, орла-могильника, черного аиста. А ведь другие виды птиц — гусь-сухонос, чирок-клоктун — для нас уже потеряны навсегда. Впрочем, как вариант восстановления, возможна реинтродукция того же сухоноса — разведение в условиях неволи и дальнейший выпуск в природу.

— Ново-ленинские болота лежат на миграционном пути птиц, в основном летящих из Китая, Индии, Монголии, Австралии. Раньше птиц на болотах останавливалось значительно больше. Сейчас не все виды выбирают наши болота в качестве стоянки. Но отрадно, что такие редкие залетные виды птиц, как морской голубок, гибриды видов уток все еще останавливаются на болотах, — говорит орнитолог Игорь Фефелов. — Всего здесь зарегистрировано около 140 видов птиц. Двадцать пять из них включены в Красную книгу Иркутской области.

Цена одного километра

Согласно генплану, на ново-ленинских болотах планировалось строительство кольцевой автодороги, соединяющей мост через Иркут с улицей Розы Люксембург.

— Мы предлагали сместить дорогу на один километр, чтобы она выходила не на центральную улицу Ново-Ленино, а на объездную. Наша задача — избежать разрезания болотных фрагментов, это опасно для популяции птиц, — говорят орнитологи.

Есть еще одна причина, по которой стоит задуматься о строительстве дороги: специалисты уверены, что она изменит водный режим местности. Сейчас болота как бы регулируют грунтовые воды; если строительство дороги начнется, то подобных сдерживающих «дамб» не будет, что может губительно отразиться на состоянии фундаментов домов Ленинского района и на дачных участках. Когда были общественные слушания генплана города, эксперты выходили с предложением по переносу трассы на один километр.

— Тогда нас поддержали и мэр города, и председатель городской думы, и большинство членов думы, — продолжает Екатерина Бояркина, начальник управления по охране окружающей среды администрации города Иркутска. — Предложение экологов и биологов по переносу дороги от границы болот вполне реально, но пока этот вопрос остается открытым, окончательно не решен. Но на болотах необходимо строить заказник. Сейчас, когда окончательно сойдет снег, мы займемся инвентаризацией территории, нужно определить границы предполагаемого заказника. Следующим этапом будет подготовка документации, геодезические съемки, ну а затем можно будет заняться дорожками, посадками, благоустройством территории. При должном финансировании процесс создания заказника займет около двух лет.

Метки:
baikalpress_id:  11 116