Как не потерять последнее?

Специалисты советуют потребителям консультироваться с экспертами перед каждой крупной покупкой

На потребительском рынке Иркутска наступила зыбкая стабильность — такую тенденцию наблюдают специалисты комитета по защите прав потребителей. После долгого затишья, связанного с экономическим кризисом, иркутяне вновь стали больше покупать. И, соответственно, чаще жаловаться в комитет по защите прав потребителей.

За авиабилеты деньги до сих пор не вернули

Как отметил Виктор Низовцев, начальник отдела защиты прав потребителей, кризис затронул все сферы общественных отношений, в том числе и отношения с потребителями. Особенно затрудненной стала работа по защите прав людей, пострадавших вследствие банкротства многих предприятий.

Основная проблема — получить с разорившихся компаний возмещение причиненного людям вреда. Например, до сих пор пассажиры обанкротившихся авиакомпаний не получили деньги за неиспользованные авиабилеты. Ни с чем пока остаются обманутые вкладчики, кинутые дольщики, заказчики товаров, работ, услуг, которые заплатили деньги, но ничего не получили.

— Кризис начал проявляться довольно явно с осени 2008 года: авиапассажиры, туристы, которые также пострадали из-за действия авиаперевозчиков; события, связанные с Таиландом (отказ многих туристов лететь туда). Затем пошли вкладчики фондового центра, а также люди, пострадавшие вследствие невыполнения обязательств владельцев рухнувших кооперативов, — говорит Виктор Низовцев.

Кто ушел?

В число пострадавших от кризиса попали и крупные потребительские организации, которые работали по заказам населения в сфере бытового подряда. Многие стали банкротами.

Например, фирма «Любимая мебель», специализирующая на заказах по изготовлению встроенной мебели. На сегодня она имеет 70 неисполненных денежных обязательств. Всего в комитет по претензиям к этой фирме обратилось более 40 пострадавших потребителей. Имущество фирмы арестовано, однако даже этих денег не хватит на возмещение потребителям. Также прекратили свою деятельность и не рассчитались с заказчиками мебельная фирма ООО «Александрия», мебельный салон «Леон». Аналогичная ситуация в других близких сферах, например оконный бизнес.

Количество обманутых заказчиков мебели, окон и дверей более 100 человек. Не выполнены предварительно оплаченные работы по изготовлению и установке пластиковых окон фирмой ООО «Респект», не исполнены обязательства и не возвращены деньги заказчикам фирм ООО «ЕвроДом», ООО «ЕвроДом Плюс», ООО «Позитив» и т. д.

Перед Новым годом закрылся крупный авторизованный сервисный центр ЗАО «Гаджет-сервис», принявший на обслуживание сотовые телефоны иркутян. В сфере розничных продаж также произошли потери: закрытие сети магазинов по продаже сотовых телефонов ООО «Диксис-маркет», неизвестно где находятся сейчас сеть магазинов бытовой техники «Федеральная сила тока», ООО «Эксперт», компьютерные супермаркеты ООО «Комтек-компьютерз», ООО «Хаммер-компьютерз», ООО «Хай-центр» и др.

Наступила зыбкая стабильность

По словам Виктора Низовцева, ситуация с конца 2008 года на начало 2009-го показалась очень мрачной. Но начиная с февраля и особенно в марте ситуация стала менее тревожной. Негативная тенденция, когда пропадали организации, закрывались магазины, снижалась, и в последнее время подобных случаев больше не наблюдалось. По мнению специалистов, наступила так называемая зыбкая стабильность.

— Сейчас к нам стало обращаться все больше потребителей, в день 25—26 человек. Это говорит о том, что стали больше покупать, на потребительском рынке происходит оживление. Если кризис закончится, то мы узнаем, наверное, об этом в первую очередь, — говорит Виктор Низовцев.

Однако, несмотря на то что ситуация более-менее стабилизировалась, комитет по защите прав потребителей просит иркутян быть более бдительными и соблюдать ряд рекомендаций, которые позволят минимизировать опасность понести убытки.

Например, при выборе риэлтора главным определяющим критерием является прохождение агентством недвижимости процедуры добровольной сертификации. Сертификат соответствия требованиям национальных стандартов разработан Российской гильдией риэлторов. Прошедшие сертификацию риэлторские фирмы способны обеспечить высокое качество и безопасность услуг для потребителей. В Иркутске этот сертификат прошли только три риэлторские фирмы.

— Что касается застройщиков, то эта тема сейчас практически неактуальна. Мало людей, которые горят желанием заключить договор. Все сейчас держат деньги и ждут, пока цены на недвижимость еще больше упадут, или другие сигналы от рынка, — говорит Виктор Петрович. — На сегодняшний день в городе 5 крупных строительных фирм, которые занимают на жилищном рынке порядка 80%. Мы рекомендуем иркутянам подойти в наш отдел или обратиться к юристам с договором, который предлагается заключить, с тем чтобы его проанализировать. В нем могут быть всякие хитрости, условия, которые не соответствуют требованиям законодательства.

Кроме того, очень важно, чтобы договор был основной, так как все суррогатные схемы, например предварительный договор, покупка векселя, очень рискованные. Подписывать их, особенно сейчас, безрассудно.

— С кредитами ситуация остается нехорошая — много жалоб. Особенно распространена ситуация, когда при досрочном погашении у людей через 1—1,5 года всплывает задолженность. То есть банк извещает о том, что имеется задолженность, на которую набежал большой штраф. Люди бегут к нам, просят помощи, — говорит начальник отдела по защите прав потребителей. Есть рекомендации и в выборе страховой компании, подрядчиков и организаций, оказывающих финансовые услуги, а также турфирм. Всю информацию иркутяне могут получить в комитете по защите прав потребителей.

Метки:
Загрузка...