Иркутян защитят от космического вторжения

В астрономической обсерватории ИГУ появится телескоп, способный обнаруживать приближение астероидов

Телескоп с мощной оптикой появится в Иркутске в конце лета. Уникальный прибор доставят в областной центр из Москвы специалисты Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ. Высокочувствительное оборудование позволит увидеть приближающиеся к Земле астероиды и метеороиды, следить за траекторией их движения, иметь представление о существующей опасности и в случае необходимости принимать экстренные меры по спасению людей.

Вдали от городских огней

Новый телескоп, который установят московские специалисты, имеет более мощную оптику, чем уже имеющаяся в астрономической обсерватории ИГУ. Он способен видеть метеороиды и астероиды (более крупные космические тела), а также взрывы звезд в других галактиках. Его решили установить не в Иркутске, где из-за городских огней и фонарей становятся невидимыми многие объекты космического пространства, а в поселке Торы, в Тункинской долине.

Московские астрономы заинтересованы в том, чтобы телескоп работал в нашем регионе, поскольку нередко мрачная и дождливая погода, серое, непроницаемое небо столицы не позволяют им в телескоп увидеть многие интересные астрономические вещи.

Появление в регионе мощного телескопа стало возможным благодаря договору о научно-техническом сотрудничестве, заключенном между обсерваторией ИГУ и аналогичной структурой МГУ. Дружба с московскими специалистами началась два года назад. Мало того, один телескоп, предназначенный для наблюдения за ночным небом, уже был доставлен из Москвы и установлен на полигоне ВСФ ФГУП ВНИИФТРИ на окраине Иркутска, в Ершах.

Зачем он нужен?

Между тем установка высокочувствительного оптического оборудования стала актуальной в свете последних событий, произошедших чуть больше недели назад. Напомним: 28 февраля австралийский астроном Роберт Мак-Нот обнаружил на снимке, полученном с телескопа обсерватории, маленькую звездочку. Не найдя ее на звездной карте, астроном пришел к выводу, что к Земле приближается метеороид диаметром от 20 до 50 метров.

Космическое тело двигалось со скоростью около 20 км/с и своими габаритами, сопоставимыми с многоэтажным домом, могло принести страшные последствия при столкновении с Землей. О возможной угрозе стало известно всего за два дня до сближения.

— Размеры метеороида, пролетевшего мимо Земли, сопоставимы с расчетными габаритами Тунгусского космического тела, породившего страшные разрушения в сибирской тайге сто лет назад, — отмечает директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета, член правления Евро-Азиатского астрономического общества Сергей Язев.

Хотя метеороид пронесся на относительно безопасном расстоянии от Земли, равном пяти диаметрам нашей планеты, или 66 000 км, тот факт, что метеороид был замечен только одной обсерваторией, одним телескопом и одним-единственным ученым, вызывает тревогу и опасения у астрофизиков.

— Это говорит о том, что вся система контроля околоземного космоса, на которую потрачены миллиарды долларов по всему миру, малоэффективна, — поясняет Сергей Язев. — На сегодняшний день космические тела подобного размера в момент сближения с Землей можно обнаружить за 1—2 дня, а то и за несколько часов. Это очень тревожно.

Между тем астрономы убеждены, что чем раньше будет обнаружено космическое тело, летящее по направлению к Земле, тем больше времени останется для определения его траектории, а также эвакуации людей с места предполагаемого падения метеорита. Кроме того, угрозу в виде каменной глыбы, несущейся с бешеной скоростью, можно обезвредить с помощью ракеты.

Впрочем, в этом направлении предстоит провести еще немало исследований. Такая работа у нас в стране практически не ведется. В необходимости данной деятельности ученые никак не могут убедить политиков. Однако астрономы уверены, рано или поздно на нас обязательно упадет что-нибудь из космоса.