Дидюля — фамилия, ДиДюЛя — работа

В Иркутске выступил самый востребованный гитарист России

Музыка Валерия Дидюли — лидера проекта «ДиДюЛя» — относится к инструментальной. Ее особенность — стремление совместить несовместимое. В его композициях можно услышать современный синтезатор и дарбуку (арабский барабан), волшебные ритмы Востока и жаркие мотивы Испании, резкие ударные и изысканные звуки флейты, мотивы электронной диджейской культуры и звуки акустической гитары.... А сколько инструментов задействовано! Стиль ДиДюЛи не спутать ни с чем. — Без чего я не могу отправиться на гастроли? Пожалуй, без гитары и без зубной щетки, — смеется гитарист-виртуоз.

«По телевизору смотреть нечего»

ДиДюЛя — настоящий фанат музыкальных инструментов. Оказывается, у него около 25 гитар. —Это не коллекционирование. Все инструменты мне действительно нужны, всеми я время от времени пользуюсь. Одни — чтобы играть для себя, для души; другие — для работы в студии; третьи — для концертов, — объясняет музыкант.

У ДиДюЛи есть талисман. Какой именно — он не разглашает. Но отмечает, что обращается к нему постоянно, перед каждым концертом.

— Несмотря на то что я уже давно выступаю, все равно волнуюсь перед концертами, — признается ДиДюЛя. — Потому что каждый зал несет свою энергетику. И пока ты не вышел на сцену, не знаешь, что тебя ожидает. И когда вышел, нужно быстро суметь понять настроение публики.

Музыку ДиДюЛи можно услышать в некоторых фильмах (например, в документальном «Россия — путешествие с Джонатаном Димбли», сделанном BBC; в фильме «Фото моей девушки», в сериале «Жаркий лед»). Но мастер говорит, что он никогда не создавал музыку специально для какого-либо проекта. Всегда брались только уже готовые композиции. Однако ДиДюЛя резко отрицательно относится к телевидению.

— У меня к нему только негативное отношение. Я телевизор попросту не смотрю, потому что смотреть там, по большей части, нечего, — вздыхает ДиДюЛя. — Но к некоторым фильмам я отношусь с уважением, и к старым, и к современным. Смотрю, конечно, тоже не все — только то, что посоветуют друзья или кинокритики. Я не фанат фильмов; практически так же я отношусь и к книгам. Их я вообще не читаю. В детстве и подростковом возрасте я многое перечитал, но теперь нашел другой источник вдохновения. К творчеству меня подталкивает сама жизнь. Она полна загадок, красоты, таинственности, неизвестности... Именно о ней, о жизни написана моя музыка.

В будущем ДиДюЛя пообещал порадовать зрителей новой концертной программой. Сейчас уже идет работа над новым альбомом. Музыкант пока не определился с его названием. «Новые композиции будут мелодичны, красивы. Мы постараемся, чтобы они подарили слушателям массу положительных эмоций», — обещает ДиДюЛя.

По ту сторону сцены

Между ДиДюЛей на сцене и Дидюлей в жизни лежит огромная пропасть. Первый — лучезарный человек, звезда сцены, он не только музыкант, но и актер, и даже танцор. Второй — спокойный интеллигент. Он задумчив, философски настроен. Но больше всего удивляет то, что этот человек уже не бегает, не подпрыгивает и не танцует. В жизни музыкант ходит медленно, потому что очень сильно хромает. Только самому ДиДюЛе известно, каких усилий стоит ровная походка и бег на сцене:

— То, что мы живем — это уже хорошо, — говорит музыкант. — Сама жизнь имеет огромную ценность... Я всегда был настроен позитивно. Этого я придерживаюсь и сейчас.

Дидюля — это древняя белорусская фамилия и одновременно сценический псевдоним автора. Его настоящее имя — Валерий Дидюля, но музыкант предпочитает, чтобы его называли именно ДиДюЛей.

Валерий родился в городе Гродно. Первую гитару ему подарила мать, когда будущему виртуозу было всего пять лет. Интерес к инструменту сразу был необычайный — может, потому что тянуло к музыке, а может, из-за того, что во дворе постоянно бренчали на гитаре. Потом начался период гитарных курсов. С первых же лет ДиДюЛя отличался неугасаемой тягой к экспериментам со звуком. Со временем определилось направление его работы — это инструментальная музыка, гитарная эстетика, мотивы фламенко. Когда музыкант уже дошел до того момента, когда можно было выходить на другой уровень, он столкнулся с непониманием. Звукозаписывающие компании, редакторы радиостанций говорили ему — инструментальная музыка не пользуется популярностью, она будет неинтересна массовому слушателю... И везде он получал отказы... Но постепенно, преодолевая все трудности, не теряя оптимизма, ДиДюЛя добился признания и известности. Своим творчеством как бы заново открыл жанр инструментальной музыки.

У ДиДюЛи были самые разные периоды в жизни. Некоторое время он с коллективом играл в местном ресторане Гродно. И музыкант говорит, что это дало ему многое — шесть часов выступлений каждый вечер, без выходных, не могли пройти бесследно.

— И период, когда я был бременским музыкантом, для меня был тоже очень важен, — говорит ДиДюЛя. — Играть на улице, перед неизвестной, разной публикой — это необычайно сложно. Играешь по два, три часа... И нужно не только сыграть, но и привлечь внимание своей музыкой, зажечь искру в сердце.

Вопрос — ответ

«Я не очень люблю слова»

— Почему вы выбрали именно инструментальную музыку? Не хотелось никогда дополнить ее словами, стихами?

— Я не очень люблю слова: есть вещи, которые находятся за гранью слов. Слово ограничивает, а музыка дает возможность фантазии развернуться бесконечно широко. У каждого свой взгляд на ту или иную мелодию, аранжировочную краску, инструментальную композицию. Прослушивая музыку, человек может о чем-то богато, широко (или бедно, узко) думать. Все это индивидуально в каждом случае, но мне нравится, чтобы музыка была без слов. Слова все равно ограничат, поставят рамки, и ощущение будет совсем другое. Песни тоже имеются в моем творчестве, но все-таки инструментальный жанр мне ближе. Страна у нас настолько обширная, настолько богата людьми тонкими, слушающими, любящими гитару, что я ощущаю себя совершенно счастливым человеком, занимаясь именно инструментальной музыкой и именно в России.

Загрузка...