Обновленное ОСАГО

Чем обернутся для российских автолюбителей новые поправки к закону?

С 1 марта в силу вступили поправки к Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь при мелких дорожно-транспортных авариях водителям не обязательно привлекать сотрудников ГИБДД и ожидать их прибытия несколько часов кряду. Все можно оформить самостоятельно: заполнить извещения о ДТП, начертить схему аварии и спокойно разъехаться восвояси. Однако прибегать к аварийной упрощенке большинство экспертов не советует. Причина — неотработанный механизм системы. Сэкономив пару часов на дороге, автовладелец может столкнуться с массой проблем в последующем.

Плюсы новой системы

Согласно вступившим в силу поправкам к закону, воспользоваться ими можно лишь в случае мелких дорожно-транспортных происшествий. Обязательные условия: участие в ДТП не больше двух автомобилей, отсутствие пострадавших, единое мнение обоих водителей касательно всех обстоятельств аварии. При этом ущерб пострадавшего автотранспорта не должен превышать 25 тысяч рублей. По данным автостраховщиков, на мелкие аварии с незначительными повреждениями приходится примерно 60—70% от общего числа дорожно-транспортных происшествий. Способствуют тому скользкие дороги, автомобильные пробки, отсутствие цивилизованных парковок в центре города. Плюс излишняя спешность, суета, самонадеянность. Чуть-чуть не рассчитал, прижался, вовремя не увернулся — и вот она, хоть и небольшая, но царапина. До недавнего времени выход в данном случае был один: многочасовое ожидание сотрудников ГИБДД.

— Я считаю, что нововведение позитивно. Я уже дважды попадал в мелкие ДТП и терял на ожидание ГИБДД по три-четыре часа, — считает автовладелец Дмитрий Копытов. — Главное, чтобы тарифы на ОСАГО из-за этого поднялись. Правда, воспользоваться новыми правилами могут пока лишь единицы. Обязательное условие — наличие у водителей полисов ОСАГО, выданных не ранее 1 марта этого года. Еще одно нововведение — выбор страховой компании. Теперь водитель пострадавшего авто может обратиться как в чужую, так и в свою страховую компанию.

Подводные камни

Понятно, что новые поправки к закону наверняка придутся ко двору сотрудникам ГИБДД и службам аварийных комиссаров. У первых работы станет на порядок меньше, у вторых, наоборот, больше. Кроме того, по замыслу авторов поправок, нововведение значительно облегчит ситуацию на дорогах, ведь не секрет, что по причине мелких дорожно-транспортных аварий и возникают зачастую долгие, мучительные пробки.

Однако в том, что новая система пойдет лишь на пользу автовладельцам, — у ряда экспертов возникают сомнения. Начнем с того, что, заполняя извещение о ДТП и составляя схему аварии, автовладельцы запросто могут допустить ошибки, которые впоследствии обернутся для них серьезными проблемами.

— Заполняя извещения на месте ДТП, автовладельцы не всегда в состоянии адекватно оценить обстоятельства и тем более грамотно их обозначить в документах, — считает Юлия Соловьева, маркетолог одной из первых служб аварийных комиссаров в Иркутске. — Отсюда и вероятность дальнейших осложнений, ведь страховые компании тоже не хотят рисковать.

— Вчера схемы ДТП составляли сотрудники ГИБДД, а сегодня их будут чертить рядовые обыватели. Конечно, это может повлечь за собой серьезные ошибки, — делится мнением Наталья Карих, юрист по дорожно-транспортным происшествиям. — В силу некомпетентности человек может не обратить внимания на деталь, которая имеет на самом деле значительный вес. При этом малейшая неточность в схеме или извещении о ДТП может стать для страховой компании поводом для сомнений и отсрочки выплаты.

Кроме того, в условиях стрессовой ситуации человек не всегда может дать объективную оценку всем обстоятельствам происшествия и уж тем более сходу и на глаз определить стоимость причиненного ущерба.

— Мелкие внешние повреждения могут скрывать серьезные внутренние поломки, — поясняет Геннадий Кабанов, директор одной из автошкол Иркутска. — Вот представьте ситуацию: вы руки друг другу пожали, документы подписали, а после поехали в автосервис, где специалисты оценили ущерб не в 25, а в 35 тысяч рублей. И что тогда делать?

— В соответствии с Гражданским кодексом РФ, человек может обратиться в суд с просьбой о пересмотре суммы ущерба. Но это, опять же, нервы, время и деньги, — поясняет юрист Наталья Карих. — Услуги квалифицированного юриста по дорожно-транспортным происшествиям стоят сегодня не меньше 20 тысяч рублей.

Риск мошенничества возрастет

Вместе с тем возможность самостоятельного оформления мелких ДТП — это огромное поле для творчества нечистых на руку дельцов. По оценкам экспертов, риск мошенничества в связи с этим увеличится в разы.

Сами страховые компании комментируют нововведение достаточно сдержанно.

— Надо поработать, посмотреть... Делать выводы пока преждевременно, — считает Дмитрий Худаков, директор иркутского филиала одной из страховых компаний. — Но то, что страховые компании не в полной мере готовы к подобным изменениям, — это точно.

Лучше подстраховаться

Словом, применять нововведения на практике большинство экспертов не советует. И даже сами сотрудники страховых компаний признаются: какие сюрпризы преподнесет новая система, неизвестно.

— Я считаю, лучше подстраховаться, подождать сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров, чем, наделав кучу ошибок, бегать потом по судам и доказывать собственную правоту, — советует юрист Наталья Карих. — Закон ОСАГО и без того несовершенен, а с принятием поправок судебных исков, я думаю, будет значительно больше.

Так злом или благом обернутся для российских автолюбителей новые поправки к закону? По оценкам экспертов, первые итоги можно будет подвести уже летом нынешнего года.

Метки:
baikalpress_id:  41 621
Загрузка...