Куда ведут следы иерусалимского хлеба?

Волшебная закваска — то же самое, что «письмо счастья»

В прошлом номере мы рассказали о том, что в Иркутской области из рук в руки распространяется загадочная закваска под названием иерусалимский хлеб (или иерусалимское тесто). Тем, кто будет соблюдать правила обращения с закваской и рецепт выпечки, обещаны счастье, удача и благосостояние. В редакцию позвонили жители Иркутского, Черемховского, Шелеховского, Усольского и других районов области. Они сообщали, что пробовали или собираются попробовать испечь хлеб по прилагаемому к закваске рецепту. И немногие задались вопросом: а что, собственно, представляет собой так называемое тесто из Иерусалима?

«Письмо счастья» в кулинарном исполнении

Напомним: в прошлом номере газеты была опубликована заметка, в которой наши коллеги из Зиминского района рассказали неприятный случай отравления так называемым иерусалимским хлебом: у людей, откушавших такой хлебушек, испеченный на основе особой закваски, распухло все тело.

Нам удалось разузнать, что название «иерусалимский хлеб» известно не только в Зиме и Саянске, но и по всей Иркутской области. Пожилая женщина из Листвянки, позвонившая нам и почему-то побоявшаяся представиться, сообщила, что хлеба наелась уже половина Листвянки. Мужчина из Бохана рассказал, что в его семье только что, накануне публикации в газете, испекли хлеб и уже наелись, не успели только накормить ребенка. Позвонила жительница Черемхово и рассказала, что привезла тесто из Иркутска, от сестры, третья же сестра увезла хлеб в деревню Шаманку Шелеховского района. Тесто бродит и по Качугскому району. А уж про Иркутск и говорить нечего — здесь «волшебная» закваска распространяется со скоростью света. Читательница-иркутянка сообщила нам, что ее распространяют даже дети в школах.

Более того, Интернет содержит массу свидетельств того, что тесто распространялось по всей России, было замечено на Украине и в Литве, куда попало предположительно из Москвы. В Центральной России и за пределами страны оно именуется тестом счастья, почаевским хлебом и т. п. Причем часто в названии фигурирует имя какой-нибудь православной обители. Однако священники дружно заявляют, что закваска не имеет никакого отношения ни к церкви, ни к православию. К этому мнению присоединяется и Иркутская епархия. Священник Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии, считает, что именем церкви прикрывается что-то небогоугодное. Лично он уже сталкивался с этим явлением, оно будоражило жителей области лет семь-восемь назад.

Тесто распространяется из рук в руки. Согласно рецепту, который рекомендуется соблюдать очень строго, оно готово через пять дней после того, как попало в дом. За ним нужно правильно ухаживать. Перед выпечкой смесь, увеличившуюся в объеме в несколько раз, следует разделить на четыре части. Из одной испечь хлеб, остальные раздать хорошим людям. Те в свою очередь должны поступить так же. Очень напоминает «письмо счастья»: перепишите три раза и т. д. Собственно, это и есть «письмо счастья», только в кулинарном исполнении. Точно так же иерусалимское тесто апеллирует к предрассудкам и суевериям, обещая удачу, если послание, то бишь тесто, будет размножено, и несчастье — в противном случае. Только у иерусалимского теста, в сравнении с письмом, есть один большой недостаток: это продукт питания, который может испортиться.

Какие микробы живут в «тесте счастья»?

Один из вопросов, на который мы хотели бы найти ответ, — насколько безопасен кочующий «продукт счастья»? Нам она, скажем честно, не приглянулась ни видом, ни запахом. Иерусалимское тесто — беловатая жидкая субстанция, неприятно пахнущая кислятиной. Запах не хлебный, скорее бражный. Кстати, мы получили свою порцию закваски у жительницы деревни Шаманки, которая сказала, что у них в деревне многие пекли этот хлеб. Кстати, по сообщениям наших читателей, то, что получается из загадочной закваски, — не обычный хлеб, а что-то похожее на кекс, причем, если четко следовать прилагаемому рецепту, очень сладкий.

Мы обратились на хлебокомбинат с вопросом, чем может быть эта закваска и не опасна ли она. Нам объяснили, что речь идет, видимо, уже не о чистой культуре. Переходя из рук в руки, из дома в дом (кстати, одно из условий получения счастья — дать закваске в течение суток «привыкнуть» к дому), она собирает на себя другие микроорганизмы. Иркутские хлебопеки работают только с культурами, которые получают из Санкт-Петербургского филиала НИИ хлебопекарной промышленности. Там занимаются разведением и обновлением заквасок. Культуры, приходящие на хлебокомбинат, стерильны. В стерильности проходят и все процедуры на самом комбинате. Нам объяснили также, что время от времени необходимо обновление культуры микроорганизмов. В данном же случае она долгое время не обновляется. Специалисты-хлебопеки удивились, что закваска такая живучая.

Очевидная нестерильность закваски, переходящей из рук в руки, должна послужить сигналом для всех, кто решил попробовать псевдоиерусалимского хлебушка. Неизвестно, какие микроорганизмы вызывают брожение. В закваску могли попасть и посторонние патогенные микробы.

Для того чтобы выяснить, что содержит в себе «счастливая» закваска, мы обратились к специалистам-микробиологам. Естественно, что определить на глазок, какие микроорганизмы вызывают процесс брожения, невозможно. Поэтому заветную баночку мы сдали в лабораторию кафедры микробиологии Иркутского государственного медицинского университета — на анализы. Надеемся, что в ближайшем номере можно будет сделать какие-то выводы.

Кто хочет нас заколдовать?

Кто и зачем распространяет в Иркутской области «хлеб счастья»? Мы попытались проследить цепочку, по которой хлеб попал в одну из иркутских семей. Но, увы, скоро поняли, что занятие это бессмысленное — бесконечная череда знакомых и родственников уводила нас то в один район области, то в другой. Очередь дарителей хлеба скоро стала необыкновенно длинной, и конца ей не предвиделось.

Однако работа, проделанная нами, была все же небесполезной. Несколько женщин, к которым попадала закваска (хранителями ее, естественно, были исключительно женщины, мужчин хватало максимум на то, чтобы вылить вонючее содержимое банки в унитаз), высказали мнение, что распространение «теста счастья» имеет магическое значение. Другие сказали, что у них есть еще чайный «счастливый» гриб, который сушат и хранят как талисман, и китайский «счастливый» рис. Одна вылила содержимое, так как предположила, что таким образом на нее хотят навести порчу. Мы обратились к иркутскому астрологу Людмиле Ковалевой, которая также сведуща в приемах магии.

— Помню, было такое тесто лет десять назад. Но я не знаю ни одного человека, жизнь которого изменилась бы от этих манипуляций с письмами или тестом.

— Может, кто-то хочет порчу навести?

— Порчу навести нельзя. Хлеб портить — грех. Привороты делают, но на конкретного человека и в таких масштабах это не работает.

— А для чего могут распространять тесто?

— Это традиция объединения. В любом случае это позитивно. Мнение о возможном магическом значении поддерживают и православные священники. А в науке культурологии считается, что и тесто, и гриб, и рис — новые проявления женских коммуникативно-магических практик. Исследователи говорят, что это стало массовым уже в середине девяностых. И священники, и ученые сходятся в том, что это опасная тенденция. Подобные явления возможны только при отсутствии настоящей духовной жизни. Тесто, грибы, письма создают ложные надежды, вызывают и поддерживают страхи, развивают суеверия и магическое восприятие действительности, поддерживают оккультную среду общества. Отец Вячеслав (Пушкарев) говорит о том, что волны распространения подобных мистических сувениров совпадают с волнами активности разных сект.

Метки:
baikalpress_id:  10 856
Загрузка...