Село одного батрака

В Гаханах активно занимаются спортом и возрождают народный ансамбль

Гаханы издавна считались одним из самых крупных, крепких и самостоятельных сел Эхирит-Булагатского района. Здесь процветал большой и богатый совхоз с солидным хозяйством. Кроме земли и живности имелись свой маслозавод, пекарня, швейная фабрика. В планах у селян было и строительство спортивно-культурного комплекса, в котором должны были располагаться клуб, библиотека, спортивные залы, бассейн. Однако последнюю свою задумку селянам осуществить не удалось. С распадом СССР они так и не смоги воплотить свою мечту в жизнь. Котлован, приготовленный для возведения фундамента, до сих находится в целости и сохранности, как немой укор для властей. Несмотря на то что денег на строительство в администрации нет, здесь надеются, что на месте запланированного комплекса удастся создать хотя бы детскую спортивную площадку.

Легенда одного улуса

Название села Гаханы в переводе с тюркского означает «охотник». По словам местного старожила Михаила Петрова, существует предание, что в незапамятные времена здесь кочевало тюркское племя, которое и дало этой местности название. Впоследствии эти люди были вытеснены из этих мест бурятскими племенами. Постепенно местность стала территорией обитания племени эхиритов, рода Ользона.

Улус Гахан был основан в начале XVIII века. Его основателем считают Богто — одного из батраков Ользона. В Гаханах до сих пор проживают в основном потомки ользоновского рода племени эхиритов. Кроме них здесь живут представители буровского рода. До революции 1917 года село делилось на два улуса: Верхний Гахан и Нижний Гахан. Они входили в состав Верхнекудинской волости Верхоленского уезда.

Кроме этих двух улусов рядом располагались еще два: Верхний Бажехан и Нижний Бажехан. Существует и своя легенда происхождения улуса Бажехан. Так, как гласит молва, когда-то на баяндаевской земле жил человек по имени Айдай. Он купил корову в Бохане и жил не тужил, пока однажды она не пропала. В поисках Айдай пришел на реку Зурцаганку, где и нашел свою буренку, пасшуюся на густой и сочной траве пастбища. Глядя на чистейшую воду реки и многообразие сочной травы, Айдай решил поселиться в этой местности. Здесь у Айдая родились пять сыновей: Абгалдай, Тармай, Малахой, Отхон и Башхан (Бажехан). Один из сыновей, Башхан, водил скот в соседнюю местность. В один из переездов пятый сын оставил свой скот в степи и попросил отца, чтобы тот поселился в этой живописной местности. Затем, спустя некоторое время, сын вернулся и остался на этом месте. В связи с этим и произошло название улуса — Бажехан.

После слияния улусов до сих пор сохранились два названия, которые разделяют село на Нижний Бажехан и Нижний Гахан.

Тридцать три целебных источника

Недалеко от села есть местность, которая носит название Хабсагай. Здесь расположены священные скалы, где проводятся тайлганы, молебны. По словам жителей, когда-то в скалах были пещеры, к ним вела лесенка, созданная самой природой. Сейчас пещеры обветшали и хода к ним уже не найти. Рассказали селяне и о том, что в скалах находились 33 целебных источника, которые избавляли от всех болезней.

— Где именно располагались эти родники, практически никто не знает. А в 60-х годах у нас для совхоза строили гаражи и для фундамента взрывали плитняк. Тогда родники и засыпало. Сейчас часть из них снова пробивается, — говорит Юрий Шопконков, житель Гаханов и местный шаман. — Люди обращаются за водой, но существует целый обряд, для того чтобы ее взять. Например, нужно обязательно капать, а брать воду необходимо до восхода солнца, чтобы она не утратила своих целебных свойств.

Переселенцы из 23 деревень

В 30-е годы в селе насчитывалось 18 дворов, в которых проживало 86 человек. Семьи были крепкие, дружные. Люди делились по родам. Дома у селян были добротные, 5-стенные, построенные без единого гвоздика. У некоторых даже амбары были в два этажа. В то же время начали создаваться коммуны, организовывались товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), артели. Затем они в свою очередь превратились в колхозы.

Большое внимание уделяли выращиванию зерновых культур, а животноводство отошло на второй план. После строительства машинно-тракторной станции и организации совхоза «Байтогский» в село стали приезжать переселенцы из других деревень района и округа. Кроме коренного населения — русские, белорусы, татары, литовцы и латыши.

В Гаханах появилось электричество, были построены добротные дома. В конце 70-х в селе насчитывалось более 300 дворов, работали больница, клуб, пекарня, маслозавод, швейная фабрика, библиотека, столовая, стадион, общественная баня, детский сад, два общежития, гостиница, магазины и др. С распадом совхоза Гаханы многого лишились. В центре села до сих пор остались останки того, что некогда принадлежало богатому совхозу: скелеты зданий, груды бетона и кирпича.

Одна водокачка на все село

По словам Иннокентия Михаханова, заместителя главы администрации МО «Гаханское», сейчас в селе проживает около 1000 человек. Кроме Гаханов к муниципальному образованию относится поселок Бозой. Как во многих остальных селах, население живет в основном за счет личного подсобного хозяйства.

— У нас есть школа, участковая больница, детский сад, дорожное управление, Дом культуры. То есть вся бюджетная сфера. Плюс частные предприниматели, — говорит Иннокентий Михаханов. — Каждая семья держит хозяйство.

Как отметил заместитель главы администрации, сейчас необходимо решать вопрос с водой. На все село работает только одна водокачка, хотя их необходимо как минимум четыре, да и то вода в ней совершенно непригодна для питья, население использует ее для хознужд. Питьевая — в 5 километрах от Гаханов, в реке Зурцаган. Развозят ее только на частной водовозке и тракторе. Соответственно, и цена на воду достаточно высокая для села.

— Проблема у нас и с пожарной безопасностью. Ближайшая пожарная часть находится в Усть-Орде. Раньше мы вызывали из Бозоя, там есть своя часть в исправительном учреждении, но даже они, пока добирались до нас, не успевали — уже все, что полыхало, сгорало полностью, — говорит замглавы администрации. — Мы обратились в пожарную часть поселка Усть-Орда, попросили дать нам адрес, где можно приобрести насос для машины. Может быть, удастся простую машину переоборудовать под пожарную.

Все беды от ямы

Однако самая большая проблема и головная боль села — несбывшаяся мечта о создании спортивно-культурного комплекса. В нем планировалось расположить Дом культуры, библиотеку, игровые залы, бассейн и многое другое. Для его строительства в центре села уже была отведена большая площадка, вырыт котлован, но перестроечные события нарушили все грандиозные планы селян. Мечта не осуществилась, а котлован так и остался на прежнем месте и в том же виде. Отсюда, как говорят жители, и все беды, которые случаются в селе. — Нам шаманы говорили, да и экстрасенсы, когда приезжали, сказали, что от этой ямы у нас все беды. Ее нужно зарыть, — утверждают они.

«Ургы», тарасун и другое

Поскольку денег для строительства комплекса нет, в администрации планируют на его месте создать детскую спортивную площадку. В селе активно занимаются спортом, причем не только дети, но и взрослые, старшее поколение.

Уже традиционно из года в год здесь проводится спартакиада, где селяне соревнуются в волейболе, шахматах, шашках, теннисе, играют в баскетбол, мини-футбол. От каждого учреждения выставляется команда. Победители получают денежные призы.

По словам Оксаны Афиногеновой, директора Дома культуры, селяне не только увлекаются спортом, но и активно участвуют в других мероприятиях. Только в клубе работает 13 творческих направлений: театральное, вокальное, любителей КВН и др. Особое рвение проявляют школьники. Ежегодно гаханские бабушки выезжают на праздник тарасуна, где по традиции угощают всех этим напитком, говорят благопожелания.

— Раньше в селе был ансамбль «Ургы», который в 1992 году получил звание народного. Сейчас мы его хотим восстановить, поэтому нашему детскому ансамблю тоже дали такое же название. Надеемся, что и они достигнут больших успехов и будут известны далеко за пределами нашего региона, — говорит директор ДК.

Метки:
baikalpress_id:  22 696