Крах японского секонд-хэнда

Автомобиль становится роскошью, а не средством передвижения

Придорожные кафе и шиномонтажные мастерские готовятся к убыткам, перегонщики заявляют о потере бизнеса. Со дня введения новых пошлин на ввоз автомобилей не прошло и двух недель, а последствия столь радикального решения уже дают о себе знать.

Кто попал под удар?

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Введение новых правил ставит под сомнение это расхожее утверждение. Напомним: ставка на ввоз автомобилей старше 5 лет увеличилась в два раза, на машины от 3 до 5 — в полтора. Небольшие изменения коснулись машин сроком эксплуатации менее трех лет и абсолютно новых автомобилей.

Изменение ставок ударило прежде всего по карману рядовых обывателей — так считает большинство экспертов. Причина проста. До недавнего времени самым ходовым товаром на вторичном рынке автомобилей зарубежного производства считались иномарки сроком эксплуатации от 5 до 7 лет, без пробега по России. В среднем их стоимость составляла от двухсот до четырехсот тысяч рублей. Для среднестатистического покупателя оптимальное соотношение цены и качества. Однако введение новых заградительных пошлин поднимает стоимость таких машин до фантастических высот. Покупать их дорого, везти невыгодно.

В Японии цены падают

Интересно, что в ответ на повышение пошлин японская сторона уже сейчас идет на снижение цен.

— У них варианта другого нет — либо платить деньги за утилизацию старых машин, либо снижать стоимость авто, — рассказывает Петр Глушков, менеджер одной из компаний, поставляющих автомобили с аукционов из Японии.

В некоторой степени это стабилизирует цены на ряд автомобилей до 5 лет.

Так, например, «Хонда-Фит» 2005 года не подорожала вообще. С учетом снижения цены в Японии она как стоила в Иркутске 350—400 тысяч, так и стоит. Смущает одно: люди не спешат приобретать маленький городской автомобиль за такие деньги. Пусть он будет 2002 года, но по цене 250—300 тысяч.

Однако в случае с автомобилями старше 5 лет это обстоятельство, к сожалению, ситуацию не спасает.

Бизнес гибнет

С началом финансового кризиса армия перегонщиков заметно поредела. Сей факт отмечают и владельцы придорожных магазинов, и работники автозаправок. После 12 января на федеральных трассах М-53, М-55 и вовсе затишье — машины на транзитах стали редкостью.

— Дорога пустая, народ в ожидании, — подтверждает Борис Алексеев, владелец магазина автозапчастей в поселке Слюдянка.

По словам Акмара Юдашева, администратора одного из придорожных кафе, на фоне кризиса выручка заведения и без того упала в два раза. Повышение пошлин и, как следствие, сокращение на трассе числа перегонщиков приведут к еще большим убыткам.

На федеральной трассе М-55, недалеко от Слюдянки, у одного из кафе мы заприметили машину с транзитными номерами. Среди посетителей владельца авто легко было узнать по тапочкам и спортивному костюму — излюбленной форме одежды перегонщиков. Дмитрий Кушенко в пути четвертые сутки, из Приморья он направляется в родной Красноярск.

— Почти доехал. Тысяча километров осталась.

Во Владивостоке, по его словам, царят волнения. Бизнес умирает, тысячи людей остаются без работы.

— Да и цены на авто уже поднялись — рынок реагирует.

И хотя автомобиль, который приобрел Дмитрий, был расторможен еще по старым правилам, он все же обошелся новому владельцу заметно дороже, чем предполагалось.

— В день покупки такая машина в Красноярске стоила 320 тысяч. Я же во Владивостоке приобрел ее за 285.

Дмитрий уверен, что эта поездка во Владивосток последняя.

— Смысла нет. Кому нужны такие дорогие иномарки?

Авто от 40 тысяч рублей

На автомобильном рынке Иркутска в Рабочем, кажется, все как обычно — покупатели неторопливо ходят по рядам, продавцы в ожидании. Однако, прогулявшись вдоль рядов, замечаешь: беспробежных японских автомобилей стало несколько меньше. Причина проста — привоза нет. Плюс весьма значительно поднялись цены. Правда, по словам продавцов, исключительно из-за повышения курса доллара.

Игорь Курков выбирает автомобиль для дочери.

— «Тойота-Спасио», «Тойота-Надя». Если раньше машина подобного класса стоила в среднем 350 тысяч рублей, то сегодня не меньше 420. Придется добавлять, — резюмирует мужчина.

А вот стоимость авто из серии «глубокий секонд-хэнд» осталась на прежнем уровне. Спектр цен на разнокалиберные «Жигули», «Ниссаны» и «Тойоты» из частных рук — от 40 тысяч (за раритеты 80-х).

Что касается автомобилей, ввезенных в Россию уже по новым пошлинам, то пока на рынке таковых не имеется.

— Они и не появятся, — считает Игорь, продавец беспробежных японских авто. — По новым ценам их везти никто не будет.

Мало того что кризис в стране, так ситуацию усугубляют еще больше, — вступает в разговор Алексей, еще один продавец-перегонщик. — Отразятся пошлины на авиационном и железнодорожном транспорте, на кафе, магазинах, автосервисах — а знаете, сколько деревень по трассе этим живет?

Дороже, чем в Америке

Рост доллара в совокупности с повышением пошлин на ввоз автомобилей повлиял и на стоимость новеньких машин в автосалонах города.

— Производители уже подняли свои цены. Так, например, стоимость автомобилей «Опель» повысилась на 9,4%, «Ситроен» — на 4, — рассказывает Александр Марчук, директор отдела продаж одного из крупных автосалонов Иркутска. — Поскольку уровень доходов за ценами не поспевает, это естественно, отражается и на покупательской способности. На ближайшее будущее эксперты прогнозируют падение продаж в среднем на 10%.

В автосалоне официального дилера «Тойоты» ценники и вовсе меняют ежедневно. С 15 января стоимость автомобилей в среднем выросла на 4,5%. Плюс ко всему в конце прошлого года производители перешли на цены в долларах. А поскольку американская валюта в последнее время взяла привычку неуклонно расти, то и стоимость новеньких «Тойот» растет с ней за компанию. В итоге «Ленд-Крузер Прадо» стоит в иркутском автосалоне как однокомнатная квартира — свыше двух миллионов рублей.

К слову, цены на новые автомобили в нашей стране изначально высоки по сравнению с мировыми.

— Именно поэтому цивилизованного автомобильного рынка в России и не получается, — считает Петр Глушков. — Судите сами: «Тойота-Камри» российской сборки стоит в среднем восемьсот тысяч рублей, в пересчете на иностранную валюту это около 25 тысяч долларов. В США «Тойота-Камри» американской сборки стоит 19 тысяч долларов.

Поддержим АвтоВАЗ?

Введение новых пошлин призвано повысить спрос на отечественные машины. Но готовы ли российские автолюбители менять качественные и комфортные иномарки на продукцию автопрома?

— По личному опыту скажу: если вы однажды приобрели российский автомобиль, а после благополучно его сбыли, второй раз одну ошибку вы не совершите, — считает Роман, администратор одного из иркутских автосервисов.

На сегодняшний день самый дешевый автомобиль ВАЗ — «Жигули» пятой модели — стоит в одном из автосалонов Иркутска 163 тысячи рублей, самый дорогой «Приора» — 330 тысяч.

— Так за 300 тысяч лучше «Тойоту-Калдину» купить, года эдак 2002-го. Пусть даже с пробегом по России, — делится мнением Вячеслав Мирсаитов, автомобилист со стажем. — И безопаснее, и комфортнее, и хлопот никаких.

Сами продавцы автомобилей ВАЗ хоть и прогнозируют к концу года повышение спроса, однако незначительное. По их словам, в последнее время продажи неуклонно падают.

Не пользуются популярностью отечественные машины и среди учеников автошкол. Навыки езды начинающие водители предпочитают постигать на иномарках.

— Взять, к примеру, «Хонду-Джаз» и наши «Жигули», — рассуждает Геннадий Кабанов, инженер-механик, директор одной из автошкол Иркутска. — Обе машины леворукие, с механической коробкой передач. Однако в плане управления и комфорта отличаются как небо и земля.

По словам Геннадия Викторовича, всего в автошколе 15 машин, шесть из них отечественного производства.

— На иномарках два раза в год мы проводим техобслуживание, а «Жигули» ремонтируем без конца и края. Или вот еще пример: купили новый грузовик ГАЗ, он 450 километров проехал... и встал! Полгода стоял в сервисе, хотя машина на гарантийном обслуживании. Цена детали, которую пришлось заменить, — четверть стоимости автомобиля.

Отечественная сборка

Если повышение пошлин и приведет к увеличению спроса, то, скорее всего, на иностранные машины, собранные в России. Так считают эксперты. Однако стоимость «русских» «Фордов» и «Тойот» среднестатистическим покупателям не по карману, да и качество их сборки — предмет оживленных споров.

— Пока еще качество нареканий не вызывает. Комплектующие фирменные, весь процесс почти полностью автоматизирован, — говорит Геннадий Кабанов. — Вопрос в том, что будет дальше. Первые советские «Жигули» тоже были неплохими.

— И все же человеческий фактор вычеркивать нельзя, — считает Петр Глушков. — В Японии требования к контролю качества на порядок выше, чем в России.

Что будет в перспективе?

— Снижение конкуренции на внутреннем рынке — раз, сокращение рабочих мест на Дальнем Востоке — два. Вот отрицательные стороны принятого решения, — комментирует ситуацию доктор экономических наук, профессор Виктор Самаруха. — Положительная сторона: повышение емкости внутреннего рынка для развития отечественного автопрома. В ближайшее время принятые меры проявят себя с негативной стороны, но при грамотном управлении и должном контроле качества в долгосрочной перспективе решение себя оправдает. Не может такая огромная страна не иметь своего автомобилестроения.

Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, пока что повышение пошлин сулит федеральной казне лишь убытки.

— По оценкам экспертов, сумма собираемой пошлины за ввоз иностранных автомобилей в Россию уменьшится на один миллиард долларов, — рассказывает Александра Шипицына, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения БГУЭПа. — Общий объем продаж иностранных автомобилей сократится не меньше чем на 25%.

Кстати

В Иркутске 8 января проводилась акция, направленная против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок. Юрий Гуртовой, заместитель губернатора Иркутской области, комментируя газете «СМ Номер один» это событие, указал на некоторые странности митинга: вместо заявленных 500 человек пришло меньше 100. В итоге милиции собралось больше, чем митингующих.

Сергей Беспалов, организатор митинга, связался с редакцией и счел нужным высказать свое мнение по поводу самого митинга и последующего комментария властей.

— Во-первых, — заявил Беспалов, — в митинге участвовало примерно 110 человек, охраняли его примерно 150 сотрудников МВД. Их силами на митинге велась постоянная видеосъемка, проводился допрос участников, фиксировались данные о проживании и паспортные данные.

Во-вторых, такое количество сотрудников МВД стало неожиданностью и для самих организаторов митинга. Тем более что организаторы уведомляли городскую администрацию о том, что в случае морозной погоды количество участников мероприятия резко снизится. А в момент проведения митинга температура на улице была -23 градуса.

Метки:
baikalpress_id:  21 732