Хозяйка Красной горы

В Нагалыке хранят легенды о местном Робин Гуде и крылатом коне

У жителей поселка Нагалык, расположенного в Баяндаевском районе, есть как минимум два повода для гордости: лечебная грязь расположенного неподалеку озера и лидерство в Усть-Ордынском округе по количеству крупного рогатого скота на одного местного жителя. В личном подсобном хозяйстве здесь держат не менее 30 голов, а порой даже около ста.

Цивилизации мешает гора

В Нагалыкское муниципальное образование входят еще четыре деревни: Нуху-Нур, Тыпхысыр, Еленинск и Вершининск. Правда, они совсем небольшие. Работать местным жителям негде, поэтому здесь в основном живут за счет личного подсобного хозяйства. Работа есть только в центральной усадьбе — Нагалыке, где, помимо занятости в социальной сфере, небольшая часть селян трудится у местного предпринимателя.

Несмотря на то что Нагалык расположен всего в двадцати километрах от районного центра, добраться туда можно только на личном транспорте. Нет в поселке и средств связи. По словам Марины Алексеевой, управляющей делами МО «Нагалык», когда-то здесь был один телефон на все село, сейчас есть только таксофон. О сотовой связи селянам приходится только мечтать.

— Нам каждый год обещают сделать, но до сих пор тишина. Говорят, что проблемы из-за горы — мешает сигналу. А так кое-где ловит, в нескольких местах. Жители проверяют, — говорит Марина Алексеева.

Скота в селе много, но и проблем, связанных с этим, не меньше. В Нагалыке работает только один приемный пункт по закупу молока, принимают его всего по четыре рубля за литр. Сметану, творог зачастую жители продают перекупщикам. То же самое касается и мяса.

Пестрая местность или извилистая река?

Согласно историческим сведениям, название села Нагалык произошло от сочетания «нуга» — «местность» — и «алаг», что означает «пестрый», «пестрое место». Пестрым оно названо потому, что село находится в окружении холмов, покрытых смешанными лесами и кустарником.

Однако есть и другие варианты происхождения названия. Согласно одному из них, оно произошло от «нугарhан гол» — «извилистая река». По словам жителей, раньше она была полноводной. Вода в реке не исчезала даже в самые засушливые годы. Есть такая легенда: однажды в сильный дождь вода вышла из берегов и затопила все вокруг. Речка превратилась в бушующее море. Чтобы спастись, люди были вынуждены взбираться на горы, окружающие Нагалык. Спаслись только те, кто догадался взобраться на самую высокую гору Сохеог. Говорили так: «хада далай сохео» — «гора победила море». Так впоследствии и назвали гору Сохеог, т. е. «победитель».

Раньше Нагалык назывался Хахаем, по имени первого человека, поселившегося в этих местах. Практически до 1980 года начальная школа называлась хахайской. Предки вели кочевой образ жизни, занимались земледелием, держали скот, коней, немного овец. Летом они кочевали в летник. Жили в юртах, поскольку буряты боялись строить большие дома, так как для этого приходилось срубать много деревьев. Они верили, что долголетие человека напрямую зависело от количества срубленных или посаженных деревьев.

В 1928 году в Нагалыке образовалась коммуна, а через два года появилось товарищеское общество по обработке земли. Далее все следовало так же, как и во многих других селениях: сформированные и расформированные совхозы и колхозы, полный развал хозяйства. Как вспоминают селяне, раньше были большие сенокосы, пашни, фермы... Одних только овец насчитывалось около 14 тысяч, держали 300—400 лошадей. После распада совхоза часть земель и скота раздали работникам. До сих пор многие земли остаются пустующими.

Обряд на Красной горе

Местные жители до сих пор живут большими родовыми семьями-гнездами, айлами, в которых проживает до настоящего времени по 3—4 поколения. Всего таких три. Каждый имеет своего старейшину. Сохранены многие традиции и обычаи. Если в доме одного из братьев появляется гость, он считается гостем всего родственного круга. Помогают друг другу и материально. На общеродовых собраниях и шаманских молебствиях такая группа семей выступает как одна семья.

Ежегодно в начале июня на Красной горе, названной так, поскольку в ней имеются выходы красной глины, местные мужчины проводят тайлган — обряд жертвоприношения местному эжину, хозяйке горы, покровительнице местности, Улаани тоодэй. Жители просят благополучного года, травостоя, увеличения количества скота, изгнания несчастий. На самом высоком месте этой возвышенности стоит удивительное природное ваяние из камня — сундук, который удивительно похож на настоящий, с навесным замком и крышкой. Якобы так хранятся вещи, принадлежащие хозяйке горы.

Народный эпос

Жители поселка Нагалык хранят немало легенд и былей о родном крае. Немало преданий связано и с родами, населяющими Нагалык. Так, в самом многочисленном роду hатаараг был очень искусный вор. Его звали Протас Аннушкин. Чтобы прокормить своих многочисленных родственников, он воровал скот, овец у боханских, осинских бурят. Однажды он пригнал большую отару овец. По его следам в село приехали хозяева угнанных животных, но перед этим как раз прошел снегопад и все следы замело. Кто-то из односельчан выдал Протаса. Обследовав весь двор и постройки, преследователи ничего не нашли и вынуждены были уехать ни с чем. Оказалось, что овец он прятал в хии — куче размельченного, засохшего навоза. Протас никогда не воровал в своем улусе. Казалось бы, такие поступки должны осуждаться, но причиной доброго отношения к нему было то, что воровал он у злых богатых людей и раздавал бедным, малоимущим. Был он вроде бурятского Робин Гуда. Многие семьи в голодные времена выжили благодаря ему.

В другом роду, ботхой, существует легенда, которая гласит, что в далекие времена в роду был богатый человек по имени Шоронхон. Он имел много лошадей, большое поголовье крупного рогатого скота. Когда первые лошади доходили до водопоя, который находился на расстоянии двух километров, последние только выходили из загона. У богача конюхом работал батрак из Качуга. Проработав много лет, он пришел просить плату. Шоронхон был доволен пастухом и предложил ему взять любую понравившуюся лошадь из табуна. Конюх показал на невзрачного жеребенка. Шоронхон уговаривал выбрать породистого скакуна, но конюх стоял на своем. Лошадь оказалась крылатой. Конюх летал на нем в Иркутск. И когда он пролетал над Ботхоем, Шоронхон заказывал купить ему в городе табака.

У конюха была любопытная жена. Ей очень хотелось увидеть крылья коня, но конюх запрещал ей. Однажды, когда его не было дома, она пробралась к загону, где отдыхал конь, и увидела, как он сушит крылья. На другой день конь умер. Согласно религии бурят, женщина считалась существом нечистым. В связи с этим бытовал ряд ограничений, который касался замужней женщины: она не имела права приближаться к священным местам, садиться верхом на освященных лошадей, присутствовать на некоторых общественных жертвоприношениях.

Как обмануть чертей?

Многие легенды и предания используют в Нагалыке и при постановке театрализованных представлений.

— У нас есть фольклорный коллектив «Ургы», в котором в основном принимают участие учителя и дети. Мы ставим народные танцы, театральные спектакли, поем песни, — говорит Маргарита Буинова, директор Дома народного творчества.

Коллектив принимал участие и в международном бурятском фестивале «Алтаргана», где они продемонстрировали древний обряд возвращения души. — На празднике у молодой девушки черти украли душу, и она заболела. Для того чтобы помочь ей, народ обратился к духам предков, и одна шаманка дала совет: из одежды девушки надо создать чучело, которое нужно сжечь на погребальном огне, чтобы таким образом обмануть нечистую силу. В итоге черти забрали чучело и исчезли. Девушка пришла в себя, и началось веселье, — рассказывает Маргарита Яковлевна. — Этот обряд мы показали только один раз — на «Алтаргане». Сейчас планируем продемонстрировать его и у себя дома.

Школьный хурал

В Нагалыкской средней школе есть своя символика — герб, на котором изображены два налима и солнце. Налимы — оберег эхиритов, а солнце — источник жизни, энергии, света.

По словам Ольги Зандыновой, завуча школы, есть в учебном заведении и свой школьный хурал, где выбирают его членов и самого настоящего президента. Выборы проходят серьезные, по всем правилам, с урнами и бюллетенями. Кроме того, школьники выпускают газету «Одон», где рассказывают о новостях школы. В этом году здесь приобрели 4 новых компьютера. Дети вплотную осваивают новые информационные технологии.

— В прошлом году мы внедрили электронный учебник бурятского языка, — рассказывает Ольга Зандынова. — Он был издан в Бурятии в 2007 году. В нем много материала по культуре, а также тесты, диктанты. Дети занимаются по нему с интересом.

Грязные надежды

Особой достопримечательностью поселка является санаторий «Нагалык», где для лечения используют сероводородную иловую грязь из озера, расположенного в соседней деревне Нуху-Нур.

— Это очень сильная грязь, ее брали на анализы в Москву, Новосибирск, Иркутск. И везде сказали, что она обладает целебными свойствами, — говорит Владимир Сабаданов, житель и шаман деревни Нуху-Нур. — Она многих лечит. Приезжают на костылях — ноги у людей отказывают. А уезжают уже своим ходом, на ногах.

По официальным данным, нуху-нурская грязь лечит заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, а также гинекологические, верхних дыхательных путей и т. д. В санаторий приезжают лечиться со всей области, правда пока там только 25 мест. Есть тренажерный зал, бассейн и др.

Жители Нагалыка надеются, что именно благодаря санаторию их поселок когда-нибудь станет известным. Если не во всем мире, то хотя бы в России.

Метки:
baikalpress_id:  22 672