Экономия как средство самозащиты

Пересмотром бюджета и экономией денежных ресурсов заняты сегодня не только предприятия, но и рядовые обыватели

Прогнозы о массовых сокращениях находят подтверждение на практике, а нестабильный курс валюты заставляет волноваться. Переживая за собственные сбережения и опасаясь глобальной инфляции, люди экономят и потуже затягивают пояса.

— Экономия финансовых ресурсов — это одно из проявлений инстинкта самосохранения, — рассказывает Игорь Бринько, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета сервиса и рекламы ИГУ. — Для нас ведь деньги — это не просто деньги, это эквивалент колбасы, зимних вещей, предметов быта, комфортного отдыха. Когда же финансовым возможностям угрожают неприятности, в стремлении себя обезопасить человек, естественно, начинает экономить и более рационально подходить к основным статьям расхода.

Однако согласитесь, тратить деньги с умом и рационально подходить к приобретению товаров дело непростое. Тем более что на пути у каждого, кто хочет экономить, стоит так называемый мерчендайзинг.

В настоящее время мерчендайзинг все больше развивает технологии, направленные не на рациональное приобретение товара, а на импульсивные, спонтанные покупки. «На что я потратил деньги? Зачем я столько напокупал?» Такие мысли посещали, пожалуй, каждого, кто, зайдя в супермаркет за хлебом или молоком, приобретал в придачу ананасовый компот, пару упаковок чипсов и махровые тапочки. Вот здесь-то как раз и дают о себе знать грамотные технологии продаж и хороший маркетинг.

С уловками супермаркетов знакомы, пожалуй, все. Товары повседневного спроса, такие как хлеб, молоко, крупы и консервы, расположены обычно в самой глубине торговой площади, а на прилавке с кукурузными хлопьями самая ходовая марка стоит, как правило, на нижней полке. Все это, конечно, не случайно. Чем больше рядов вы обойдете и чем дольше будете искать нужный вам товар, тем больше вероятности сделать попутно пару дополнительных приобретений и остановить свой выбор на дорогих, раскрученных брендах. Самый бросовый, мелкий товар лежит едва ли не на кассе, на самом видном месте.

С тем расчетом, что пока вы будете стоять в очереди и лицезреть яркие, красивые безделушки, к вам наверняка придет мысль: «А возьму-ка я кусочек цветного мыльца. Не ровен час пригодится». Если же рядом с вами ребенок, его взгляд непременно упадет на специально разложенные внизу товары — жевательную резинку с разноцветными леденцами, машинки и трансформеры с конфетами внутри. Стоит ли говорить, что в 70 случаев из 100 вы поддадитесь на уговоры любимого чада и непременно купите дороговатое, а зачастую и вредное лакомство.

Удачное оформление и грамотная выкладка товара в сочетании с психологическими методами по умелому продвижению товаров и приводят, в конце концов, к случайным, импульсивным покупкам. По словам специалистов, в ход идут даже музыка и запахи. Так, например, медленные, лиричные темы способствуют неспешной прогулке вдоль прилавков, при том что каждая лишняя минута в царстве товаров как минимум приводит к вероятности все новых и новых приобретений. А вот быстрая, динамичная музыка, которая играет, как правило, в час пик, содействует быстрым, необдуманным покупкам — увидел, хапнул и пошел.

— Я думаю, и у нас в Иркутске подобные приемы распространены, — считает Игорь Бринько. — Тем более все новое — это хорошо забытое старое. Еще Гиляровский в романе «Москва и москвичи» писал о том, как хозяин одной из столичных булочных специально ставил на подоконник горячий ароматный хлеб, дабы привлечь в свой магазин как можно больше покупателей. Прибавьте ко всему прочему рекламные акции, по итогам которых в выигрыше зачастую остается лишь сам продавец, а также путаницу с ценниками, которую нередко встретишь в иркутских супермаркетах. В результате, по мнению специалистов, как минимум в 50% случаев мы приобретаем товар, поддаваясь сиюминутному порыву, а не исходя из логики и собственного разумения. Цифра, согласитесь, весьма внушительна.

Что же делать, как же быть? Как не поддаваться на уловки маркетологов и, согласно собственному обещанию, подходить к покупкам взвешенно и рационально? Этому вопросу посвящено немало книжек и брошюр, смысл которых сводится примерно к следующему: четко планируй каждую покупку и бери в магазин ровно столько денег, сколько хочешь потратить. Отсюда совет первый: отправляясь в магазин, составьте список нужных вам продуктов. И чем подробнее он будет составлен, тем лучше.

Перечень: котлеты, макароны, сыр и колбаса — никуда не годится. Если вы намереваетесь приобрести пельмени, то непременно укажите марку, количество и объем упаковки. Совет второй — пользуйтесь наличными деньгами и, опять же, берите ровно столько, сколько хотите потратить, — в этом случае поддаться соблазну у вас просто не будет возможности. В магазинах и супермаркетах Иркутска уже давно и весьма успешно вводится система безналичного расчета. С одной стороны, это очень удобно — денег брать не надо, карточку в карман и дело с концом. С другой стороны, безналичный расчет лишает вас контроля, ведь потратить деньги, которых вы не держите в руках, значительно проще.

Метки:
baikalpress_id:  22 632