Что будет с авторынком?

Продавцы автомобилей готовы на самые крайние меры, чтобы защитить свои рабочие места

Социальный конфликт с непредсказуемыми последствиями может произойти в Иркутске в ближайшее время. Эпицентр конфликта — известный на всю Сибирь автомобильный рынок в предместье Рабочем. Продавцы-перегонщики, узнав о намерении администрации города и района перенести рынок на другую площадку, вот уже несколько недель находятся в возбужденном состоянии. На стихийном собрании, прошедшем на минувшей неделе на авторынке, побывал корреспондент «СМ Номер один».

Кто поедет в Вересовку?

«Рынок просто так отсюда не уедет. Мы заставим машинами всю улицу Баррикад» — вот лишь самые сдержанные прогнозы развития ситуации, прозвучавшие из уст продавцов авторынка.

Ольга Нечитайлова — одна из многих представительниц прекрасного пола, нашедших на авторынке источник для существования. Она рассказывает, что, по ее оценкам, здесь работают сотни человек. У большинства когда-то была работа, но в годы перемен и перестроек они ее потеряли. Не желая сидеть на шее у государства, люди сами начали зарабатывать деньги, организовав свое небольшое дело по перегону и продаже машин.

— Обратите внимание, — говорит ее коллега по бизнесу, не пожелавшая, впрочем, назваться, — на авторынке до сих пор нет ни кавказцев, ни китайцев, хотя это рынок и здесь идет торговля. О чем это говорит? — спрашивает она.

— Не знаю, — признаюсь я.

— А о том, насколько тяжело дается нам хлеб насущный. Никто, кроме русского человека, этот труд выдержать не сможет.

Власти планируют не полностью закрыть авторынок, а перенести его в район поселка Вересовка. Об этих планах городской администрации, пока лишь только обозначенных, продавцы-перегонщики осведомлены прекрасно.

— Ну посудите сами: кто в Вересовку поедет? — размышляет Андрей Полоцкий, продавец автомобилей. — Тут же собирается народ, как правило, с деньгами. Как, скажите мне, ехать куда-то за город с крупной суммой? Это же готовая цель для криминала!

— Здесь уже есть инфраструктура — можно выписать справку-счет, оформить страховку. Рядом сервисы, где можно машину осмотреть; заправки, где ее можно заправить, — поддерживает коллегу Андрей Варыгин. — Здесь асфальт, наконец, положен. А там что будет? Глину будем месить?

— Откуда про глину-то знаете? — интересуюсь.

— Так уже ездили, смотрели...

Пикет у обочины

Впервые о необходимости переноса авторынка неожиданно заявил в июле уходящего года Игорь Левитин, министр транспорта России. Пролетая над Иркутском, высокий чиновник был поражен видом местной барахолки. «Авторынок у вас как большой Шанхай. Его нужно убрать из города», — заявил он.

Потом, уже в сентябре, возникла акция протеста местных жителей. Они пригласили депутата городской думы Александра Егорова, главу Правобережного округа Дмитрия Гришака и поделились с ними своими бедами: массовая парковка машин возле домов, мусор, грязь, загазованность. Наша газета публиковала репортаж с этого события. «Прибывшие люди здесь и спят, и все прочее делают», — согласились с местными жителями чиновники.

— Поймите, нам тоже не нравится, что вокруг авторынка собираются машины, — говорит Андрей Полоцкий, продавец автомобилей. — Из-за них мы нормально выехать не можем, нередко мелкие аварии случаются. Этим людям жалко заплатить сто рублей за въезд, а страдают от этого все. Но это не проблемы авторынка, это проблемы ГАИ, которая позволяет этим водителям стоять целый день под знаком. На авторынке всегда порядок и чистота — сами убедитесь.

Убедились. Действительно чисто. Мусор выбрасывают в урны, для «всего прочего» отведены специальные места.

— Когда возле авторынка работали эвакуаторы, тут был порядок, — продолжают тем временем продавцы автомобилей. — Как только эвакуаторы запретили, сразу началось это безобразие.

Впрочем, на авторынке полагают, что пикеты местных жителей — это лишь повод для того, чтобы разобраться с авторынком. Как сказал один из перегонщиков, тут надо копать глубже. Одни считают, что кто-то положил глаз на территорию авторынка; другие уверены, что где-то в верхах возникла необходимость загрузить площадку в Вересовке.

Проект выставочного комплекса

Для Александра Сиденко, директора авторынка, ситуация с переносом непонятна вдвойне. Не далее как в 2005 году постановлением мэра № 031-06-1531/5 земельный участок, расположенный по ул. Курортной (то есть территория авторынка), был передан авторынку в аренду на 25 лет. Иными словами, до 2030 года.

Администрация авторынка подготовила проектно-сметную документацию под строительство на этой площадке выставочного комплекса по продаже автомобилей. Первый этап подразумевал строительство 12 павильонов. И этот проект был согласован с городской архитектурой.

Теперь, когда проект стал принимать реальные очертания и в него были вложены немалые деньги, появилась информация о переносе авторынка. «А как же договор аренды?» — вопрошает Александр Сиденко.

Хирургическое вмешательство

Дмитрий Гришак, глава Правобережного округа Иркутска, уверен, что «рынок заболел и необходимо хирургическое вмешательство». Он согласен, что главная проблема территории на сегодняшний момент — стихийная парковка на прилегающих улицах, возле домов местных жителей. Однако, считает Дмитрий Гришак, отдельно стихийную торговлю, без привязки к самому авторынку, рассматривать нельзя.

Уйдет авторынок — исчезнет и все это безобразие, которое наблюдается в этом районе, уверен глава Правобережного округа. Он подтвердил, что альтернативой нынешнему рынку станет площадка возле Вересовки. Первый этап освоения этой территории — создание конкурсной документации — намечен на первый квартал будущего года. Потом объявят конкурс. Пока новую площадку не приведут в божеский вид, старый авторынок трогать не будут.

— Продавцам будет куда уехать, — добавил он, — а вот людям, которые здесь живут, ехать некуда.

Уроки истории

Безусловно, поддерживая желание властей навести порядок на этой территории, считаем необходимым заметить следующее. В городе уже были прецеденты, когда власти пытались убрать торговые площадки с насиженных мест, но ожидаемого результата не добивались.

Прежде всего имеется в виду, естественно, «Шанхай». Удалив муниципальный рынок, администрация Иркутска оказалась бессильна против частников, приватизировавших территорию возле «Шанхая». В итоге муниципального рынка нет, обещанного строительства на этой территории не наблюдается, а Чайна-таун в близлежащих кварталах разрастается с каждым месяцем. Аналогичная ситуация и на автомобильном рынке.

Большинство сервисов, стоянок, автомагазинов, которые расположены по периметру рынка, находятся в частной собственности. Рынок уедет, но все эта инфраструктура останется. И может статься так, что машины будут по-прежнему и покупать, и продавать именно здесь. Только это уже будет полностью стихийное торговое образование, которое и денег в бюджет приносить не будет (сейчас авторынок перечисляет в городскую казну порядка восьми миллионов рублей в год), и лишь добавит местным жителям головной боли.

Метки:
baikalpress_id:  22 623
Загрузка...