За рулем опасны уже не женщины

В автошколах часто встречаются труднообучаемые люди

С 1 января существенно изменится учебный процесс в автошколах — уменьшится количество часов теории, но увеличится необходимый минимум практических занятий (почти в два раза дольше). Например, для получения водительских прав категории В (легковой автомобиль) сейчас необходимо отъездить 32 часа, а с января — 50 часов. Больше можно, меньше нельзя.

Ученики ездят меньше положенного

— В каждом учебном автомобиле установлено сертифицированное оборудование — дублирующие педали сцепления и тормоза. Причем такие существенные изменения в конструкцию может вносить только одна организация на всю Иркутскую область. Учебный автомобиль имеет дополнительное зеркало заднего вида. Также на такой машине есть знак «У» — чтобы быть заметным остальным участникам движения. С учеником вместе сидит инструктор. Так что обучаться вождению безопасно, — говорит Андрей Бакшеев, заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУВД по Иркутской области.

Курс обучения вождению идет несколько месяцев: в зависимости от того, как часто проходят занятия — два или три раза в неделю. Стоимость теории в разных школах колеблется от 6 до 9 тысяч. Как правило, высокая цена там, где вместе с теоретическими знаниями идет приятный бонус — занятия на тренажере. Это оборудование позволяет получить навыки управления автомобилем, не выезжая на дорогу. Но все же компьютерную игру (чем, по сути, и является тренажер) и настоящий автомобиль на реальной дороге разграничивает целая пропасть.

Стоимость одного часа вождения составляет примерно 320—350 рублей. Эта цена висит на афишах, на досках объявлений в автошколах, такую информацию вам скажут по телефону. И лишь через некоторое время, когда человек загорелся получить права, он узнает один нюанс: это стоимость часа, а одно занятие длится два часа. Так что в итоге за урок вождения нужно выложить 600—700 рублей. По правилам, необходимо покататься 32 часа — а это 11 тысяч. Но на деле в автошколах могут позволить и меньшее количество практических занятий.

Иногда этот, казалось бы, необходимый минимум уменьшается даже в два раза... Инструкторы по вождению говорят, что к ним часто приходят люди, уже имеющие водительские удостоверения. В основном это происходит по одной простой причине — права были получены незаконным способом, другими словами куплены. Инструкторы говорят, что одно время была мода на такой подарок к празднику: водительские права жене или детям. Сейчас потихоньку эта тенденция уходит. Потому что вместе с удостоверением, к сожалению, невозможно передать еще и умения. А без таковых ездить в потоке автотранспорта просто невозможно.

За рулем — как на войне

На теории будущих водителей учат Правилам дорожного движения, дают элементарные знания об устройстве автомобиля, читают лекции об оказании первой медицинской помощи.

На практике учеников ждет самое сложное — получение навыков управления автомобилем и применение знаний ПДД на дороге. Конечно, инструктор не даст вам сразу поехать по улице, так как там столбы, люди и машины. Так что сначала придется наматывать круги на автодроме. Там вы обучитесь сначала заводить машину, потом проделывать змейку, заезжать задом в воображаемый гараж, совершать параллельную парковку и т. д. Обучение здесь идет очень эффективно — сбил ограждение (как правило, это покрышка), нужно вылезать из машины и ставить грязную шину на место. В следующий раз упражнение будете выполнять уже более аккуратно. И завершающий, самый интересный этап практики — езда по городу.

— Сейчас большинство учащихся в автошколах — это молодежь, студенты. В последнее время все больше женщин стали получать водительские права. Это связано в первую очередь с тем, что автомобили стали доступнее. И на семью часто приходится уже не одна машина, — говорит Андрей Бакшеев.

— Навык вождения не зависит от пола. Есть женщины, которые водят хорошо, есть мужчины, у которых права лучше отобрать. Но в последнее время все больше появляется на дорогах агрессивно настроенных дам — такие никогда не пропустят, но зато будут пиликать и подрезать. Часто это так называемые бизнесвумен — многие из них привыкли к агрессии, к хамству на работе, и переносят это на дорогу, — вздыхает Александр Ласыгин, инструктор с двадцатилетним стажем работы.

— Из ста человек примерно пятерых очень сложно научить вождению. Как правило, это люди гуманитарного склада ума — филологи, социологи, психологи и так далее. Такие трудно осваивают все то, что связано с технологиями, — компьютер, оргтехнику. Машиной нужно управлять на уровне инстинктов, а у гуманитариев так не получается — они обдумывают каждый шаг и только потом предпринимают действие. А дорога требует быстроты. Им приходится брать больше часов вождения, но в итоге экзамен сдают все. А быстрее всего учатся вождению люди спокойные, уравновешенные, серьезные. Такие меньше говорят, но больше делают, — говорит Александр Ласыгин.

Для людей гуманитарного склада ума рекомендуется учиться ездить на АКП — это гораздо проще и приятнее. Правда, на экзамене нужно будет выполнить одно упражнение на механике — трогаться на горке с ручника. На это приходится тратить несколько занятий.

«За рулем как на войне — будь внимательней вдвойне» — надпись в одной автошколе. И действительно, обучаться вождению нужно внимательно, ответственно. С уважением относиться к Правилам дорожного движения — ведь они, по сути, написаны кровью. За еще не закончившийся 2008 год в результате ДТП в России погибло более 35 тысяч человек. Виновниками аварий чаще всего являются люди в нетрезвом состоянии. Другие две распространенные причины: превышение скоростного режима и грубое нарушение Правил дорожного движения.

Знак «У» не поможет

Экзамен тоже состоит из трех частей. Первая теоретическая — решение задачек из специального сборника (по нему вы будете заниматься); вторая — езда по автодрому и третья — по городу. То есть экзамен здесь — повторение уже пройденного, неожиданностей быть не должно.

— В автошколы ходить желательно, но не обязательно. По закону, человек сам может подготовиться к сдаче экзамена на категории А и В. Это, конечно, сложно — особенно получить практические навыки. Но есть такие, у кого имеется возможность, например, с родителями или друзьями заниматься на автодроме (на закрытых площадках можно ездить без прав). Самоподготовка особенно актуальна для сельских жителей — так как не во всех населенных пунктах есть автошколы, — говорит Андрей Бакшеев.

После получения водительского удостоверения человек становится полноправным участником движения. Но, как оказывается, учиться нужно и дальше. Во-первых, первые месяцы вождения будут сложными, а во-вторых, в Правилах дорожного движения происходят постоянные изменения. По словам Андрея Бакшеева, в среднем по 4—5 в год. И за этими новшествами водитель должен следить сам — курсов переподготовки для рядовых водителей не предусмотрено.

— Водители-новички часто приклеивают к своему автомобилю знак «У». Мол, чтобы другие участники движения вели себя поосторожнее. Основываясь на моем многолетнем опыте, скажу, что польза от такого знака только одна — спокойствие самого новичка. Потому что большинство водителей не обратят внимание на треугольничек. Даже учебные автомобили, все обклеенные соответствующими знаками, подрезают и прижимают. Что уж говорить об одном маленьком значке. Надеяться нужно только на себя, а не на то, что другой водитель успеет затормозить.

Резко увеличится стоимость

— Из-за изменений в программе обучения, возможно, изменится и схема приема экзамена. Могут повысить требования, добавить новые упражнения. Но будет ли точно произведены подобные изменения — пока неизвестно, — говорит Андрей Бакшеев.

Инструкторы уверяют, что сейчас бум на получение прав. Причем это благодатное время для автошкол продолжается уже два года — именно тогда стали появляться первые слухи об изменении правил обучения. Однако же этот сегмент рынка находится на том же уровне — Андрей Бакшеев утверждает, что количество школ за последнее время остается тем же.

Из-за изменений в правилах с января резко увеличится стоимость обучения. Возьмем, например, категорию В. С января минимальная стоимость курса практики обойдется в 16—18 тысяч. Не каждый человек сможет выложить такую круглую сумму. Естественно, из-за этого сократится и количество желающих идти на курсы. Если, конечно, школы вождения будут соблюдать это новое требование.

Метки:
baikalpress_id:  10 456