Кот — в сапогах, дело — в шляпе!

Премьера в Иркутском театре кукол

15 ноября в театре кукол «Аистенок» состоялась долгожданная премьера спектакля «Кот в сапогах». Долгожданная — потому что к работе над постановкой художественно-технические цеха театра приступили еще весной, но по разным причинам выход этого спектакля на финишную прямую откладывался. И вот наконец свершилось — репертуар «Аистенка» пополнился еще одним ярким названием. Следующий показ спектакля состоится 29 ноября, а мы тем временем побеседовали с художником-постановщиком спектакля Еленой Кучеровой перед самым ее отъездом в родной город Самару.

— Елена Николаевна, как же так случилось, что для постановки очередного спектакля в «Аистенок» была приглашена команда из Самары — режиссер Владимир Гусаров и вы?

— Российские театры кукол дружны между собой и часто стараются наладить творческие связи. С труппой иркутского театра Владимир Анатольевич не раз встречался на фестивалях, и она ему так понравилась, что захотелось поработать в этом театре. Видимо, это желание оказалось взаимным, потому что вскоре из Иркутска поступило такое предложение. Мы были очень рады и сразу стали искать материал для работы. После долгих раздумий остановились на «Коте в сапогах» — это красивая, волшебная сказка, в которой к тому же много смысловых пластов, которые захотелось раскрыть. Руководство «Аистенка» поддержало наш выбор, и началась совместная работа...

— Вам она понравилась?

— Да, очень! Ведь все театры отличаются друг от друга. При этом многие коллективы уже перевели на чисто деловые рельсы и производственные отношения. Но «Аистенок» — театр семейный, здесь уютно и зрителям, и работникам; отношения людей в коллективе дружеские, и это, безусловно, приятно!

— Ваш спектакль решен в стиле комедии дель арте, почему возникло такое видение?

— В свое время театр дель арте был на острие общественной жизни. В этом стиле работали в основном бродячие труппы, которые знали жизнь людей, их сегодняшние интересы и потребности изнутри. Отсюда и сатирическая окрашенность всех их выступлений, и даже употребление сленговой лексики, в то же время и импровизационность, непосредственное, живое действие! То же самое и у нас: актеры не только играют куклами, но и появляются в живом плане, а также преображаются при помощи масок. И все эти метаморфозы происходят прямо на глазах у зрителей: то, что раньше было скрыто от глаз — как работает кукла, как меняются декорации, — теперь становится видимым, и это захватывающе!

— Несмотря на кажущуюся легкость, с которой актеры существуют на сцене во всех своих обличиях, куклы, которые используются в спектакле, штоковые марионетки, относятся к разряду самых сложных. Почему была выбрана именно эта система кукол?

— Каждая кукла несет в себе свои преимущества. Перчаточная кукла, которая является продолжением руки актера, — не только самая простая кукла, но и самая зависимая от человека. В противоположность ей марионетка — самая отстраненная от человека и поэтому самая независимая. Эти куклы как будто живут собственной, отдельной от актеров жизнью, а в данном случае это то, что было необходимо. Кроме марионеток в спектакле используются планшетные куклы. Но, несмотря на то что каждый актер работает двумя-тремя куклами, это не единственная для них сложность. Гораздо сложнее быстрое переключение от одного к другому: от живого плана к маске, от маски к кукле и так далее. Зато зрителям совершенно некогда скучать!

— Как по-вашему, о чем этот спектакль?

— Для меня — в первую очередь о том, что все мечты сбываются. Даже самые невозможные.

— А вы мечтали стать художником театра кукол?

— Об этом я даже не мечтала! (Улыбается.) Я окончила художественнее училище как станковист, но не знала, куда себя определить. Однажды, идя по улице, я случайно зашла в театр кукол — и уже не смогла уйти. Кстати, большинство тех, кто работает в театрах кукол, нашли себя в этом деле совершенно случайно, но никто об этом не жалеет. Я знаю, что сейчас, например, Иркутскому театру кукол требуется помощник конструктора, так что у молодых людей, которые хотят освоить необычную профессию, есть прекрасный шанс.

Мне для того, чтобы работать художником в театре кукол, конечно, пришлось учиться дополнительно, четыре года назад я окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Теперь мы вместе с Владимиром Гусаровым создаем в Самаре новый театр — он как главный режиссер, я как главный художник. «Кот в сапогах» — это моя первая работа в другом театре, поэтому особенно хочется, чтобы спектакль понравился иркутским зрителям и надолго поселился в репертуаре «Аистенка»...

Метки:
baikalpress_id:  10 459