Выбираем самую необычную народную экспертизу

Впервые за историю существования рубрики мы ничего не едим

Проект «Народная экспертиза» считается в нашей газете долгожителем. Гастрономическая рубрика не сдавала своих позиций на протяжении десяти лет, что, собственно, и неудивительно. Пища насущная — тема вечная, благодарная и неисчерпаемая. Тем более что год от года, и наши экспертизы служат прямым тому подтверждением, у населения существенно повышается культура питания. Отрадно, что люди с таким вниманием и серьезностью относятся к тому, как и что они едят. Мы же в свою очередь стараемся дать максимально обширную информацию о том или ином продукте и распознать с помощью обычных людей самое вкусное, самое качественное на продовольственном рынке. И так незаметно мы подошли к серьезной дате — к 10-летнему юбилею — и поняли, что пришло время оглянуться назад и подвести некие итоги большой работы. Поэтому сегодня мы в первый раз ничего не едим, а вспоминаем.

Трудности и радости

К сожалению, сейчас мы не можем связаться со всеми журналистами, на протяжении десяти лет сменявшими друг друга на посту авторов рубрики. У нас была возможность пообщаться лишь с некоторыми из них и поднапрячь собственную память, вспомнив самые яркие впечатления, какие довелось получить в ходе многочисленных народных экспертиз.

Наверное, уже немногие наши читатели помнят первую дегустацию, отчет о которой появился на страницах «СМ Номер один». Она состоялась в далеком 1999 году. Вообще, идея создать подобную рубрику пришла в голову нашему главному редактору Алексею Елизарьеву. Автор идеи вместе с тогдашним журналистом «СМ Номер один» Олегом Хиндановым и проводил самую первую и оттого праздничную дегустацию.

— Дело было сразу после Нового года, — рассказывает Алексей Елизарьев. — Возможно, воспоминание о недавних застольях спровоцировало появление идеи: пусть народ сам определит, какая водка вкуснее и качественнее. Мы вышли на площадь возле цирка, установили столик, достали стаканчики. В итоге из разового посленовогоднего репортажа наша акция превратилась в самых длительный редакционный проект.

Репортаж не остался незамеченным. Коммерсанты — партнеры редакции — стали обращаться с просьбой к журналистам, чтобы они провели экспертизу их линейки товара. Примечательно, что никто не требовал, чтобы обязательно победил их продукт: коммерсантам была интересна реакция и оценка людей. Более того, один из начинающих бизнесменов, решив привезти в Иркутск новую номенклатуру товара из числа так называемых бизнес-ланчей, решил сначала проверить его на народной экспертизе. Ее неутешительные результаты стали поводом для того, чтобы коммерсант отказался от своей бизнес-идеи. Ксения Рютина вела рубрику на протяжении двух лет и сходу рассказала о самой памятной экспертизе:

— Труднее всего нам далась дегустация кошачьих кормов. Если честно, это было настоящее светопреставление. Предвидя, что с поиском экспертов у нас возникнут проблемы, я взяла из дома свою кошку Соню. Кошка была совсем молодая, страшно дикая. Когда мы с трудом уговорили женщину вынести на улицу своего кота, наши питомцы сцепились. Пока их разнимали, нас окружила неизвестно откуда взявшаяся свора бездомных кошек — их, оказывается, тут прикармливали. Кошки решили, что и на этот раз еду для них выставили, поэтому всей стаей налетели на корм. Потом еще маленькая собачка к ним присоединилась. Мы тогда еще статью написали под заголовком «Представители кошачьих чуть не сорвали народную экспертизу».

— За четыре года, что я веду эту рубрику, самой особенной мне показалась дегустация сала, которая происходила прямо в редакции, — вспоминает Ксения Рюмина. — Экспертами выступали наши журналисты и редакторы. Плюс ко всему одно сало было собственноручно приготовлено нашим теперь уже бывшим редактором Евгенией Василенко. Пожалуй, та экспертиза была самой веселой, мы все наелись и насмеялись. Наши журналисты и редакторы оказались очень критичными экспертами. «Это же не сало, это свиной целлюлит! — говорила Евгения Василенко. «Явно с вонючего некастрированного кабана взяли», — комментировал наш главный редактор, пробуя сало, приправленное слишком густо.

— Самыми памятными для меня были экспертизы с быстрорастворимыми продуктами, — вспоминает Олеся Бондарева. — Когда мы заваривали лапшу или кашу, никто к нам подходить не хотел, люди с недоумением и даже брезгливостью косились на наш столик. Приходилось всячески изощряться, ведь продукт стремительно остывал. Например, предлагать продавцам Торгового комплекса принять участие в экспертизе и за это принять в дар тарелку горячей лапши.

Пытаясь подвести итог вышесказанному, мы не смогли выбрать победителя среди народных экспертиз, потому что каждая по-своему уникальна. За многие годы в ней приняло участие бессчетное количество людей, нам довелось услышать множество удивительных мнений и слов благодарности за то, что просто накормили, и за то, что помогли разобраться.

Над поиском новых продуктов ломали голову всей редакцией

Нам стало любопытно, сколько в общей сложности дегустаций провели журналисты за долгие десять лет. Для этого мы подсчитали количество экспертиз, которые были напечатаны в «СМ Номер один» за 2005-й, 2006-й и 2007 год. Дегустации в эти годы, как, впрочем, и в другие, проводились не каждую неделю, с небольшими перерывами. Сопоставив цифры, мы пришли к выводу, что проводим в год не менее 30 экспертиз. Умножив это число на десять, получаем 300. Разумеется, найти 300 разных видов продуктов было для нас делом проблематичным. Мучительный поиск нового продукта для дегустации, в котором иногда участвовал весь коллектив «СМ Номер один», иногда заканчивался весьма неоднозначными предложениями: «Может быть, экспертизу туалетной бумаги провести?»

За все время проведения народных экспертиз мы обратили внимание на некоторые тенденции. Наиболее бойко проходят дегустации с участием мясных продуктов; как правило, люди не могут равнодушно пройти и мимо сладостей. Самые же активные дегустаторы — это женщины: матери, жены, хозяйки, которым не все равно, чем кормить своих домочадцев.

Большинство наших дегустаторов, как правило, отдавали пальму первенства местным производителям, что не может не радовать. Так, в прошлом году победителями становились опята от ЧП «Гусефф», докторская колбаса от мясокомбината «Иркутский», продукция Иркутского масложиркомбината. И в конце статьи хочется выразить огромную благодарность нашим постоянным читателям и дегустаторам. И хотя сегодня мы подводим итоги и предаемся воспоминаниям, это отнюдь не означает, что народная экспертиза прекращает свое существование. Если вы хотите увидеть в нашей гастрономической рубрике изменения или считаете, что какой-то продукт остался незаслуженно незамеченным, сообщите об этом в редакцию. Мы будем рады рассмотреть все предложения.

Загрузка...