За качество отвечает производитель

Многие предприятия сейчас сами разрабатывают технические условия своей продукции

Сегодня весь мир отмечает День качества. Сейчас качество становится, по сути, нормой жизни. Прошли те времена, когда все отдавали предпочтение тому, что подешевле. Потребители стали относиться к выбору продукции крайне щепетильно, стараясь приобрести только то, что вкуснее, полезнее и лучше. В основном этого получается достичь методом проб и ошибок, поскольку до сих пор качество товара остается только на совести у его производителя.

Термин «качество» обозначает совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Проще говоря, качество — это то, что полезно, безопасно и вкусно. К этому сейчас стремятся и все производители, стараясь предвосхитить все новые капризы потребителей, чьи запросы растут в постоянной прогрессии. В отличие от прошлых лет, когда люди стремились на всем сэкономить, сейчас большинство стали относиться к выбору любой продукции более осторожно, придерживаясь старой народной мудрости «скупой платит дважды». Однако и это не может уберечь от покупки некачественного продукта. Об этом свидетельствуют и многочисленные проверки, результаты которых до сих пор не радуют как специалистов, так и простых потребителей.

Так, например, в российском журнале «Методы оценки соответствия» в этом году были опубликованы данные проверок, которые осуществляли контролирующие органы. В целом они показывают только отрицательную динамику. Процент выявленных нарушений от общего количества проверок составляет более 50%, независимо от вида исследуемого товара. Так, при проверке мебели процент нарушений составил 55,6%, в пищевой промышленности — 55,2%, игрушек — 58,1%.

По имеющимся сведениям, 40% продуктов на столичных прилавках является фальшивками и контрабандой. Чаще всего подделками бывают растительное и сливочное масло, сгущенное молоко, чай, кофе, минеральная вода, тушеная говядина, мед и кондитерские изделия.

В качестве меры борьбы с нарушениями качества продукции российские специалисты предлагают усилить государственный контроль за качеством продуктов питания, повысить штрафы за производство некачественной продукции и увеличить выпуск продуктов питания по ГОСТам. Эксперты советуют потребителям отдавать предпочтение местным, проверенным производителям. Как правило, они уделяют вопросам качества и безопасности продукции больше внимания, чем крупные транснациональные корпорации.

Одна из главных составляющих качества — безопасность товара. Однако в свою очередь безопасность не всегда подразумевает качество. Как отметила Светлана Артамонова, инженер отдела стандартизации ФГУ «Иркутский центр стандартизации, метрологии и сертификации», рынок пока не насыщен качественной продукцией. Потребители сами пытаются отличать качественный товар от некачественного, и по-прежнему качество продукции остается на совести у его производителя.

По словам Веры Попцовой, начальника отдела по техническому регулированию и стандартизации Иркутского центра стандартизации, метрологии и сертификации, сегодня многие производители уже не работают по ГОСТу, а разрабатывают свои технические условия, которые согласовываются с Роспотребнадзором.

— Существуют требования ГОСТа на разработку технических условий. Есть перечень показателей, которые определяют безопасность продукции, и перечень показателей, которые подтверждают качество. Если производитель хочет показать, что его продукция действительно качественная, то он может сертифицировать ее добровольно, то есть подтвердить ее качественные показатели. У каждого товара они свои, — говорит Вера Попцова.

Факт

Государственный знак качества СССР — знак, введенный в действие в 1967 году с целью повышения эффективности общественного производства, предназначенный для маркировки товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения высокого качества. Ставился непосредственно на товаре или на упаковке, а также в товарно-сопроводительной документации, на ярлыках и этикетках.

Право на использование знака предоставлялась предприятиям на срок от двух до трех лет на основании результатов государственной аттестации качества выпускаемой этими предприятиями продукции. Правила построения и нанесения знака качества определялись ГОСТом 1.9-67 от 7 апреля 1967 года. Государственный знак качества СССР символизировал собой человека: его пять углов — это четыре конечности плюс голова.

Метки:
baikalpress_id:  41 440