Не до жиру...

Иркутяне закупают продукты, но отказываются от драгоценностей и шуб

Мировой финансовый кризис ударил не только по олигархам, но и по простым обывателям. Деликатесы, дорогая одежда и косметика не то чтобы перестали быть доступными, просто люди не желают тратить деньги на предметы роскоши, которые отнюдь не являются жизненно необходимыми. Корреспондент «СМ Номер один» прошелся по рынкам, магазинам и бутикам города, чтобы провести сравнительный анализ, какие товары и услуги стали пользоваться большим спросом, а какие утратили свою популярность.

Крупа, соль и подсолнечное масло...

Поскольку без предметов роскоши вполне можно обойтись, а вот питаться воздухом мы, увы, пока не научились, иркутяне всерьез озаботились проблемой пропитания, вернее припасов на зиму. То есть натурально — люди запасаются консервами, скупают муку, подсолнечное масло в больших емкостях, крупы и даже соль. Пенсионеры на лавочках, в аптеках и магазинах хвастливо перечисляют, что и в каких количествах намариновали, насолили и накрутили. Продавцы на оптовых рынках — «Русиновском», «Ушаковском», «Мельниковском» и пр. — отмечают нетипичный для последних лет всплеск покупательской активности.

— Конечно, перед Новым годом народу бывает значительно больше, но и сейчас наплыв покупателей колоссальный. Причем разных возрастов и разных социальных категорий, — отмечает Анна, продавец бакалейных товаров. — Если раньше у нас отоваривались в основном пенсионеры, студенты и женщины средних лет — есть особая категория хозяек, которые очень серьезно относятся к экономии домашнего бюджета, — то сейчас этот круг существенно расширился. Люди стали покупать продукты в больших фасовках — муку, подсолнечное масло, макароны, крупы. Соль хорошо берут.

А вот продавцы деликатесной продукции — икры, красной рыбы, грудинки, шейки, дорогих сыров — отмечают снижение покупательского спроса. Немного меньше иркутяне стали покупать полуфабрикатов и мяса, а рыба, особенно недорогая (селедка, терпуг), по-прежнему занимает свое почетное место на столах иркутян.

Стали пользоваться спросом недорогие конфеты типа «Снежка», а рейтинг дорогих сортов чая и кофе заметно упал.

В отделах бытовой химии ажиотажа пока не наблюдается, иркутяне не скупают килограммами мыло, стиральный порошок, зубную пасту. Спрос на косметическую продукцию упал. В крупных бутиках, предлагающих косметику и парфюм, отметили, что заметно снизилось как число дам, приобретающих дорогие кремы, тени и помаду, так и число мужчин, выбирающих для своих спутниц жизни дорогие подарки. Продавцы-консультанты все же надеются, что к Новому году поток покупателей возрастет.

Золото перестали скупать на черный день

«Если денег не хватает — следует снизить свои потребности» — так учили нас на уроках этики и психологии семейной жизни. А ведь это действительно конструктивное решение, к которому вольно или невольно приходит сегодня большинство из нас. Предметы роскоши — драгоценности, меха, дорогая одежда — в последние годы были относительно доступны. В городе заметно увеличилось количество ювелирных магазинов, бутиков, где предлагаются меха и одежда известных дизайнерских марок. Велика вероятность, что в ближайшее время часть из них закроются, ведь бизнес просто не будет окупаться.

— Покупателей во второй половине октября мы можем буквально посчитать по пальцам, — рассказывает Ольга, продавец крупной ювелирной сети. — Броши, кольца, браслеты, цепочки — все это вдруг стало невостребованным. И золото, и изделия с драгоценными камнями утратили свою актуальность. И если раньше люди покупали золото, как говорится, на будущее, на черный день, то сейчас эта тенденция сошла на нет. Ведь ювелирные украшения тоже подвластны моде. И продать через 5—10 лет то, что модно именно сегодня, можно будет с трудом. Разве что только на лом.

Как это ни странно, пустуют магазины для будущих мам. Видимо, из-за пугающей неизвестности мамочки предпочитают складывать деньги в кубышку либо закупать приданое на вырост, чем заботиться о своей красоте и комфорте. Заметно упал спрос на шубы, особенно из стриженой и щипаной норки. Если раньше в конце октября — начале ноября иркутянки спешили прикупить теплую шубку на предстоящую зиму, то нынче кто-то будет щеголять в прошлогодних моделях, кто-то перейдет на практичные и недорогие пуховички. Зато на рынке Павла Чекотова наблюдается оживление — одеваться и обуваться все равно надо. И сюда подтянулись те, кто обходил подобные недорогие шопинг-центры стороной.

В книжных магазинах нам рассказали, что иркутяне переживают очередной бум на книги типа «Как притянуть деньги». Подобная литература, наряду с книгами о народной медицине, особенно пользовалась спросом 3—4 года назад.

Сейчас люди пытаются разрешить свои финансовые проблемы самыми неожиданными способами. В эзотерических магазинах скупают символы богатства, предметы, притягивающие в дом удачу и деньги (в основном трехногих жаб с монетой во рту).

Сказочный отдых потерял популярность

На индустрии общепита и развлечений кризис пока не особо сказался. Как нам рассказали в кассах иркутских кинозалов и театров, горожане по-прежнему приходят смотреть кино и театральные постановки. Тем более что на экранах сейчас сплошные блокбастеры — «Адмирал», «Квант милосердия», «Мадагаскар». Количество дорогих ресторанов может также сократиться. А вот на недорогих кафе, пиццериях и бистро кризис вряд ли скажется — люди, особенно молодежь, все равно будут стремиться вырваться из рутины будней. А что может быть приятнее, чем скоротать вечер в кино, а затем немного посидеть в недорогом заведении?

Туристические компании реально оценили на себе страх людей потерять работу и остаться без средств к существованию. Если год назад в это же время турпакеты на новогодние праздники в Таиланд были практически раскуплены, то в этом году ситуация несколько иная. Причин этому несколько: выросли цены на путевки, сложнее стало взять кредит. Люди просто боятся расставаться с крупными суммами (поездка на семью из трех человек на 12 дней в трехзвездочный отель в Паттайю обойдется в сумму больше 100 тысяч рублей). Поэтому сказочный отдых пока не пользуется привычным спросом. Как говорится, не до жиру...

Загрузка...