В Иркутске «Адмирала» увидели раньше

Прокатчики сделали для столицы Восточной Сибири исключение

Сегодня во всех кинотеатрах страны стартовала отечественная картина «Адмиралъ». Журналисты и некоторые иркутяне смогли увидеть картину уже вчера — на праздничном премьерном показе в «Баргузине». Надо отметить, что для Иркутска Колчак — фигура, безусловно, значимая. В краеведческом музее даже разработана целая экскурсия по местам белого адмирала — в Харлампиевском храме он венчался, в Русско-Азиатском банке (угол Ленина и Карла Маркса) в 1919 году была резиденция правительства Колчака, расстрелян адмирал тоже в Иркутске, на Ангаре. Более того — изначально снимать фильм тоже планировали в Иркутске...

Копию фильма доставил специальный курьер

Вчера в кинотеатре «Баргузин» состоялась торжественная премьера картины «Адмиралъ». Нельзя не отметить, что официальная премьера фильма во всей стране пройдет лишь сегодня, 9 октября. Но для нашего славного города было сделано исключение. Случай для кинематографа практически беспрецендентный. Почему же?

— Иркутск напрямую связан с Колчаком, и часть действия фильма проходит именно в нашем городе. У нас есть памятник Колчаку, единственный во всей России, и камера с восковой фигурой адмирала. Поэтому прокатчики без проблем пошли нам навстречу, — пояснила Надежда Мильвид, заместитель генерального директора кинотеатра «Баргузин». — Премьера с успехом прошла во всех наших кинотеатрах: и в «Баргузине», и в «Орионе», и в «Донъ-Отелло», и в «России». Для жителей Ново-Ленино это особенно ценно, ведь не у всех есть возможность выбираться в центр города, так что они со всеми удобствами смогут посмотреть фильм в своем районе.

Рассылка фильмокопий «Адмирала» на территории России началась 1 октября. Конечно, прокатчики (компания «XX век Фокс») обращали особое внимание на необходимость выполнения строгих мер для обеспечения безопасности копий. В каждый кинотеатр был выслан так называемый меморандум, в котором четко прописаны все антипиратские меры.

— Копия была доставлена нам в упаковочном мешке, опломбированном пластиковыми пломбами. На каждой пломбе был указан логотип и телефон компании-прокатчика, а также номер пломбы, — продолжает Надежда Владимировна. — Копии фильмов сейчас обычно доставляет специальная курьерская служба. А представитель кинотеатра обязан проверить сохранность упаковки и пломбы. Фирма-прокатчик категорически запретила всем кинотеатрам вскрывать упаковку копии до 16 часов 7 октября. После сеанса помещение, где хранится пленка, будет закрыто. Впрочем, вход в аппаратную посторонним лицам и без того строго воспрещен.

Работники иркутских кинотеатров, конечно, ожидают на «Адмирале» аншлаги:

— Мы уверены в успехе «Адмирала», — говорит Надежда Мильвид. — Мы ожидаем, что картину придет смотреть вдумчивый, внимательный, неравнодушный зритель. Очень хотелось бы увидеть на показах школьников. Вчерашняя премьера фильма вышла и вправду очень праздничной и в полной мере передавала атмосферу начала XX века — перед входом играл военный оркестр, причем музыканты были одеты в нарядную форму с аксельбантами. Скатерти на столах в фойе, неяркие блики свечей дополнительно создавали праздничное настроение.

Ну а какой праздник без шампанского? Зрители отметили премьеру этим замечательным шипучим напитком. Кроме того, каждому на память были вручены стилизованные под старину открытки с изображением главных героев картины (Константин Хабенский и Елизавета Боярская действительно очень органично смотрятся в роли Колчака и его возлюбленной Анны Тимиревой) и фирменные спички, выпущенные прокатчиками специально к премьере.

Заснеженный Байкал не стал Арктикой

Наверняка мало кто из иркутян знает, что съемки фильма о белом адмирале должны были пройти в нашем городе, на нашей земле. Еще в 2006 году Иркутск посетил режиссер Андрей Кравчук, который и принял решение картину снимать именно в Сибири. Кравчук осмотрел не только Иркутск, он также съездил и на Малое море, и на Ольхон. Более того — режиссер посетил Иркутск дважды. Он специально выбил себе командировку в Сибирь — обнаружив многочисленные связи Колчака со столицей Восточной Сибири. Кравчук погулял по старым деревянным улочкам Иркутска, посетил «Тальцы» и краеведческий музей.

Тогда с ним встречалась главный хранитель музея Ирина Коренева: «Кравчука очень удивило, что в городе сохранилось так много мест, связанных с Колчаком». Кстати, в самом музее хранится несколько подлинных фотографий Колчака — один портрет и несколько групповых, среди других офицеров. Есть и документы, связанные с тем периодом Колчака, когда он носил гордое звание Верховного главнокомандующего Сибири. Краеведческий музей был готов предоставить для съемок предметы и экспонаты конца XIX — начала XX века, а также оружие времен Гражданской войны.

Казнь белого адмирала планировалось снимать на подлинном месте расстрела — там, где Ушаковка впадает в Ангару. Киношники говорили, что смертельная энергетика этого злого места проникнет в фильм и придаст ему большую историческую достоверность.

Название фильму планировалось дать менее лаконичное — «Да, я адмирал Колчак». Актеры на главные роли тогда не были утверждены (планировалось, что адмирала сыграет Александр Домогаров). Киношники утверждали, что к съемкам будут привлечены и иркутяне — простые горожане и актеры местных театров. Для батальных сцен (например, отступление армии Каппеля), требовалось 500—600 человек.

Планировалось, что съемки в Иркутске продлятся целых два месяца (представляете, сколько звезд мы с вами увидели бы за это время?). Полярную экспедицию Колчака было решено снимать на острове Ольхон и на МРС. А заснеженный Байкал должен был стать Арктикой.

Первые съемки были назначены на март 2006 года. Но к этому времени некоторые организационные вопросы еще не были решены, более того — не все актеры были утверждены. Осенью, когда выпал первый снег, съемочная группа «Колчака» также не объявилась. Уже позднее стало известно, что киногруппа отказалась от идеи снимать часть фильма в Иркутске. Это оказалось слишком дорогим удовольствием.

Внук Колчака давал консультацию

Заядлые иркутские театралы с некоторой ностальгией вспоминают спектакль «Звезда адмирала», который с большим успехом шел на сцене Иркутского драмтеатра 10 лет назад. Режиссер Вячеслав Кокорин, актеры Геннадий Гущин и Елена Серова, художник Александр Шпирко и композитор Владимир Соколов создали уникальную постановку, очень любопытную, местами неоднозначную, но, безусловно, яркую и щемящую.

— Тогда не было столько материала. Это сегодня появляется много новой информации о Колчаке, о Белом движении. И нам помогали люди из определенных спецслужб, которые имели доступ к секретной информации, — вспоминает актер, заслуженный артист России Геннадий Гущин. — Некоторые материалы были выписаны из Москвы, мы даже созванивались с внуком Колчака, живущим в Париже, и разговаривали с ним. Он рассказал кое-что новое и любопытное. В общем, информацию мы собирали по крохам. Но нашей основной задачей было не только собрать фактический материал, мы действительно задавались вопросами, что это были за люди, откуда в них было столько силы и патриотизма. Ведь до этого мы никогда не задумывались об этом, жили, повинуясь неким шаблонам и клише. Потом появились документальные фильмы Никиты Михалкова о Белом движении, пресса начала много писать. Но это все было потом, до нашей работы.

Режиссер Вячеслав Кокорин сразу предложил роль Колчака Геннадию Гущину. Как признался нам артист, сначала он растерялся. После прочтения пьесы Сергея Остроумова были долгие разговоры с режиссером о цели постановки, о ее художественной сверхзадаче. И эти обсуждения, подготовительная работа длились несколько месяцев — куда дольше, чем позже ставился сам спектакль.

— Нам хотелось задеть в людях неведомые прежде струны, мы не думали о каких-то дивидендах. И очень волновались, как отреагируют люди, ведь фигура Колчака до сих пор остается неоднозначной: лилась кровь, гибли люди. И для меня самым главным было самому понять эту личность, полюбить ее. История любви Колчака и Анны Тимиревой стала для меня ключевой. Любить так возвышенно и благородно могут далеко не все люди. И если есть великие истории любви, то к ним я, бесспорно, отношу и эту историю.

В спектакле была очень неординарная сценография — задник сцены был сделан из старых фотографий иркутян. Горожане доставали старые фото из своих архивов и несли их в театр, тем самым вкладывая свою лепту в спектакль.

— С фотографий на нас, актеров, смотрели совершенно удивительные, потрясающие лица. Сейчас таких нет. И это помогало нам работать. Ведь наше дело требует не холодного ума, а горячего сердца, — говорит Геннадий Гущин. Для спектакля было пошито множество костюмов, кое-что достали из архива. А вот пуговицы на шинели, как вспоминает Гущин, действительно были подлинные, того времени.

С нежностью сегодня Гущин вспоминает и свою партнершу по спектаклю, актрису Елену Серову (ныне она живет в Москве).

— Она была создана для роли Анны Тимиревой — в ней были романтизм, возвышенность, горел внутренний свет. Таких женщин очень мало в наше среднестатистическое время.

До сих пор к Геннадию Гущину подходят зрители, рассказывают, какое впечатление произвел этот спектакль. Кое-кто даже просит принять участие в каких-то, чаще всего нелепых, акциях. Например, с таким предложением обращались анархисты. И, конечно, получили отказ. Сам актер говорит, что эта работа поменяла что-то в его мировоззрении. И это верно — ведь люди могут и должны расти и меняться. А вот к картине «Адмиралъ» Геннадий Гущин относится если не с изрядной долей скепсиса, то с огромной опаской:

— Несколько раз так было: я ждал чего-то от кино, но сильно разочаровывался. Даже не так — обжигался. Так было, например, с «Девятой ротой». Также меня смущают обилие медийных лиц в этой картине и раскрученный пиар. Пока я смотреть «Адмирала» не буду, чуть позже. С одной стороны, любопытно, но с другой — я отношусь к этому материалу как к чему-то своему, личному, отсюда и мои опасения. Нет, я пока подожду.

Метки:
baikalpress_id:  10 233