Отшельники Порта Байкал

Местным жителям путешественники доставляют только хлопоты

Порт Байкал, в отличие от многих поселков и сел Иркутской области, известен далеко за пределами не только региона, но и России. Сюда любят приезжать туристы со всего мира. Однако и здесь есть свои проблемы, туристу, возможно, и незаметные. Одна из них — оторванность от Большой земли. Недавно появилась и новая головная боль — катастрофическая замусоренность поселка. Об этой проблеме, кстати, мы рассказывали в одном из последних номеров газеты.

Пароходы и железная дорога

Сейчас в поселке Порт Байкал проживает чуть больше 500 человек, хотя, по воспоминаниям жителей, раньше численность была намного выше. По историческим сведениям, первые жители прибыли в поселок в 1887 году. Их было немного: Молчанов, Баражчук, Чайкин, Демин и четыре брата Головановы. Все были ссыльные. В то время на месте селения стояла непроходимая тайга. Первопроходцы расчистили лес, построили барак, где и стали жить вместе. Затем здесь началось возведение железной дороги. Семьи отделились, начали строиться отдельно друг от друга, на разных участках дороги. Их именами назвали пади в поселке. Появились детский сад, больница, заразный барак, куда привозили больных сыпным тифом. До 1917 года все работали на железной дороге и на пароходах.

Во время войны в порту был организован рыболовецкий колхоз, в котором состояли в основном женщины. Рыбу отправляли на фронт. Что касается наименования порта, то здесь все просто: название селение получило от созданной здесь станции Байкал.

Отшельник из Москвы

Среди достопримечательностей Порта Байкал жители называют строящийся храм Преображения Господня. Пять лет назад в поселке отвели и освятили для него место. Однако плодотворное строительство началось только год назад — четыре года ушло на оформление всех документов и решение различных проблем. Сейчас уже практически готов цокольный этаж.

Площадь всей территории храма составляет один гектар, на ней будут расположены сам храм, дом священника, кельи для служителей, воскресная школа, заезжий дом для странников, мастерские, беседка, участок для скотного двора, огород и т. д.

Первая духовная избушка принадлежит монаху, отцу Авраамию, служившему в Свято-Никольском храме алтарником. Здесь он провел год, после чего уехал служить в монастырь.

— В прошлом году сюда приехал парень из Москвы. Хотел сначала в тайгу уйти жить, найти там старое зимовье, сделать себе келью и жить отшельником. Когда проезжал мимо Иркутска, решил остановиться и посмотреть на Байкал. Так он попал в Николу, встретился с батюшкой и решил сюда приехать. Все вещи и имущество он оставил в столице, с собой у него были только спальник и рюкзак, — вспоминает Георгий, прораб на стройке. — Сейчас уехал в Мордовию, в монастырь послушником.

По словам прораба, в основном сюда приезжают местные жители, проблемные, для которых это последняя инстанция.

— Сейчас нам надо лес купить и как-то сюда переправить, тогда строительство дальше пойдет. Пока есть немного — установим пилораму, сделаем доски, брус, балки, для того чтобы перекрыть цокольный этаж, — говорит прораб Георгий. В хозяйстве у храма уже есть несколько курочек, телочка. Для нее селяне выделили сено. Есть и огород, на котором уже собрали первый урожай.

— У нас нет определенных сроков, когда мы закончим строительство, все зависит от средств и людей. Когда работа есть, люди идут, охотно помогают, — говорит Георгий.

Школа из солдатских казарм

Историческим памятником портбайкальского поселения является местная школа-девятилетка. Изначально, во время строительства железной дороги, в деревянном одноэтажном строении находились солдатские казармы. В школе нет спортзала, зато имеется небольшой тренажерный зал со всем необходимым инвентарем. Сейчас в школе 57 учеников, старшеклассники уезжают на учебу в Листвянку, Слюдянку и Иркутск.

— Проблемы у нас с кадрами: нет учителей физкультуры, биологии и географии. Для них есть даже двухкомнатная квартира. Только ехать сюда никто не хочет — добираться тяжело, — рассказывает Галина Тирских, директор школы. — Учителя совмещают по три предмета.

Сегодня часть населения поселка Порт Байкал работает на Кругобайкальской железной дороге, в отделении пароходства «Порт Байкал» и в бюджетной сфере: школе, детском саду, Доме культуры и амбулатории.

По словам Владимира Хлебалова, главы администрации Байкальского поселения, раньше с работой было намного проще — только в порту работало не менее 600 человек. Сейчас же объемы перевозок сократились, соответственно и рабочих мест стало намного меньше.

— В поселке проживают в основном пенсионеры и люди среднего возраста. Молодежь стремится выехать в город, чтобы найти хорошую, стабильную работу, — говорит Владимир Хлебалов.

78-летний машинист собственной дрезины

Необычное увлечение есть у старожила поселка Порт Байкал Николая Ясюкевича. Отдав все свои молодые и зрелые годы железной дороге, он до сих пор, в свои 78 лет, ездит на самодельной дрезине, помогая местным жителям добраться до места работы, знакомя путешественников с достопримечательностями... Как отмечает Николай Иванович, все свои маневры он обязательно согласует с железной дорогой, без этого никуда. Гараж, в котором находится его железный конь, располагается рядом с путями и соединяется с ними при помощи специальных шпал.

— Я трудился на железной дороге инспектором безопасности по движению поездов, мотористом передвижных электростанций, затем 28 лет проработал на дрезине, — рассказывает Николай Ясюкевич. — У меня была рабочая 6-местная дрезина, а себе смастерил 4-местную, свой двигатель поставил. Мне разрешили. Часто бравый железнодорожник выручал местных жителей — возил их на работу, на различные участки дороги, где проводился ремонт путей.

— Сейчас приболел немного, а так всегда старался помочь, — говорит дедушка.

Кроме рабочих обращаются к нему и приезжие. Его дом многие теперь знают.

— В 2005—2006 годах я возил оператора и режиссера для съемок документального фильма «Чайки над рельсами», они мне потом прислали диск с фильмом. А в прошлом году ко мне пришли сразу 11 человек. Они оказались из Москвы, попросили меня увезти их и показать тоннели. Но я тогда приболел, не смог. Да и не вошли бы они все. У меня на столько людей не рассчитано мест. Однажды Николаю Ясюкевичу удалось даже предотвратить железнодорожную катастрофу.

— Я тогда работал на дрезине, перевозил людей. И как-то в районе станции Маритуй заметил, что рельсы как будто были перепилены. Впоследствии оказалось, что они лопнули. Я сразу вызвал дежурного, и рельсы заменили. Мне потом сказали, что благодаря мне предотвратили аварию, — вспоминает Николай Иванович.

За годы службы у железнодорожника имеется немало медалей и различных других наград.

Как добраться до Большой земли

Летом порт Байкал становится излюбленным местом для туристов. Полюбоваться красотой Байкала и его достопримечательностями приезжают сотни и тысячи отдыхающих. Для них посещение порта сплошное удовольствие и отдых. Пожалуй, немало туристов завидует местным жителям, которые могут любоваться местными красотами круглый год. Однако сами селяне настроены не так оптимистично.

— Мы уже и не замечаем, что живем в таком красивом месте. Проблемы, которые у нас сейчас есть, перекрывают все хорошее, что можно здесь получить, — говорят жители.

Жалуется население и на туристов, после нашествия которых на территории поселка остаются груды мусора и грязи. С прошлой зимы не вывозятся бытовые отходы. По закону этим должен заниматься муниципалитет, но у местной власти на это нет финансов. Об этой проблеме мы уже писали в прошлом номере нашей газеты.

— Большая проблема у нас — добраться до районного центра Слюдянка, а также до Иркутска. Это можно сделать только при помощи переправы или местной электрички. В каждом случае это очень неудобно, — рассказывают жители поселка Порт Байкал.

Паром переправляется из Листвянки до порта каждый день 4 раза летом и 3 раза зимой в строго установленное время. Проезд платный, в том числе и для жителей поселка. За автомобиль взимается дополнительная плата.

— Если не успеваешь, то все, приходится ночевать где-нибудь на другом берегу. Время уходит и деньги, — говорит Евгения Сергеева, жительница поселка Порт Байкал. — А весной и осенью, когда ветра, шторм, паром может вообще не ходить.

Другая ниточка, связывающая жителей поселка с Большой землей, — электричка, или, как называют ее местные жители, мотаня. Ходит она два раза в неделю. К ней у населения также немало претензий.

— Мало того что она отсюда идет в 2 часа ночи и прибывает в Слюдянку только в 8 часов утра, в ней нет света, стекла разбиты, туалеты не закрываются. Постоянно мерзнем в ней и дышим этим запахом. Неужели нельзя ее хотя бы подремонтировать? — возмущается Оксана Хлебалова, мнение которой разделяют многие жители поселка.

Они обращались во многие инстанции со своими бедами, правда так и не были услышаны. Несмотря на это, многие продолжают верить, что накопившиеся проблемы все же удастся разрешить и порт Байкал можно будет по достоинству называть одним из лучших и красивейших мест священного озера.

Метки:
baikalpress_id:  10 127