От латания дыр — к бюджету развития

В Иркутскую область приходят большие деньги

Иркутская область должна выйти из списка дотационных территорий РФ, сформировать бюджет развития — такую цель ставит перед собой глава региона Игорь Есиповский. Что это значит? Прежде всего приток инвестиций в экономику Приангарья, увеличение налоговой отдачи от ныне действующих и новых проектов. V Байкальский экономический форум принес Иркутской области ощутимые результаты: подписано большое количество соглашений, по которым многие проекты начнут реализовываться уже в этом году. Объем инвестиций по результатам соглашений составил более 75 млрд рублей. И это только начало.

Всего в рамках форума рассматривались инвестиционные проекты общим объемом около 680 млрд рублей. К примеру, в проект создания региональной авиакомпании будет вложено более 40 млрд рублей. В строительство домостроительного комбината Национальная инвестиционная группа собирается инвестировать более 4 млрд рублей. Сейчас Иркутская область находится на первом месте в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций, и регион должен удержать эту позицию, считает Игорь Есиповский.

По данным администрации Иркутской области, в рамках V Байкальского экономического форума было заключено 16 соглашений. В их числе и договоры региональных властей с компаниями и корпорациями о социально-экономическом сотрудничестве, и соглашения между компаниями.

Жители Иркутска II, например, с особым интересом восприняли информацию о том, что на Иркутском авиазаводе будет запущена линия по производству нового гражданского самолета МС-21. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует, что магистральный самолет МС-21 заменит популярный отечественный Ту-154. Общий бюджет проекта составляет 200 млрд рублей, из них половина будет выделена из федеральной казны. Остальные же средства ОАК получит из иных источников.

Также Иркутская область заключила с Министерством транспорта РФ меморандум о взаимодействии по реализации проекта строительства нового иркутского аэропорта. Из федерального бюджета на 2010—1015 годы будет выделено 16 млрд рублей на создание аэродромной инфраструктуры. Подписано соглашение о намерениях по созданию авиакомпании — регионального авиаперевозчика. Объем вложений по этому соглашению составляет почти 4 млрд рублей. Цель проекта — создать в Иркутской области региональную авиакомпанию, позволяющую живущим здесь людям совершать перелеты с высокой комфортностью и при низких тарифах.

Позитивные перемены в плане бюджетной обеспеченности после Байкальского экономического форума не вызывают сомнений, уверен депутат Законодательного собрания Иркутской области Владимир Каутц. По его мнению, крайне важны именно инфраструктурные проекты — те, что связаны с сетью малых аэродромов, строительством крупного авиатранспортного хаба, новых дорог, потому что это повышает транспортную доступность многих территорий области, обеспечивает их дальнейшее развитие. Люди в отдаленных районах перестанут чувствовать себя оторванными от Большой земли.

Многие проекты знаменательны тем, что выведут из кризиса целые отрасли — например, гидролизную. Так, «Корпорация биотехнологий» создает группу предприятий по производству экологически чистого автомобильного топлива нового поколения из отходов лесопереработки. На первом этапе создадут Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий на базе Тулунского гидролизного завода. Инвестиции в проект за два года составят 1,1 млрд рублей.

Новое предприятие в Тулуне создаст благоприятные условия для социально-экономического развития Тулунского района и его центра, на заводе появится около 300 рабочих мест, а все налоги от этого производства останутся в Иркутской области. Если тулунский опыт окажется успешным, по его образцу перепрофилируют и другие гидролизные заводы в Прибайкалье, которые сейчас законсервированы.

В числе важнейших и договор о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Документ подписан администрацией Иркутской области и ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Скоро на счета восьми муниципальных образований области, которые участвуют в первом транше программы, поступит в общей сложности 241 млн рублей. Важно, что для ремонта жилья привлечены деньги из федерального бюджета — и, как подчеркнул губернатор Игорь Есиповский, к восьми «пионерам» должны присоединиться и другие муниципальные образования.

Перечень соглашений, которые в скором будущем перейдут в стадию реализации, можно продолжить. «Главное — чтобы все они сработали на экономику и социальное развитие Иркутской области, — отмечает вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. — Наш край обладает огромным сырьевым и промышленным потенциалом, человеческим капиталом. Мало какой регион располагает такими богатствами. И при этом мы живем беднее, чем другие. Пора устранять такую несправедливость. Способы для этого есть. Мы заинтересованы в том, чтобы все новые компании были зарегистрированы в Иркутской области. И надо признать, что заключенные на БЭФе контракты, как правило, предусматривают такой порядок. А значит, бюджет Иркутской области пополнится».

По мнению депутата Законодательного собрания Гайдара Гайдарова, БЭФ позитивно скажется на экономике и бюджетной обеспеченности Иркутской области. «Соглашения охватывают все перспективные направления развития Иркутской области, — отмечает Гайдар Мамедович. — Такого количества крупных проектов, такого комплексного подхода к экономике нашего края еще не было. Мощный приток инвестиций повысит налоговую отдачу. И очень важно, что новый импульс развития появится у экономики, а значит, и у социальной сферы. И мы сможем в недалеком будущем решить многие проблемы. Рост бюджета позволит изыскать средства не только на медицинские и образовательные программы, но и на помощь детям-сиротам, которым необходимо жилье. Нужно повышать размер пособия на детей, оказывать действенную помощь людям с ограниченными возможностями, создавать рабочие места для инвалидов».

По мнению депутатов Законодательного собрания, за счет пуска новых предприятий развития транспортной сети региональный бюджет станет бездефицитным уже к 2010—2011 годам. Парламентарии поддерживают действия Игоря Есиповского, направленные на увеличение доходов областной казны. В 2009 году в объединенной области планируется принять бюджет сразу на три года вперед, и к этому времени в регионе ожидается серьезный рост доходной базы. Это значит, что и расходы бюджета тоже вырастут, и Приангарье будет жить лучше, чем сегодня.

Метки:
baikalpress_id:  22 442