Как себя вести при ДТП

Невиновность в ДТП нужно еще доказать. Порой это бывает сложно

Машины прочно вошли в нашу жизнь. Это удобство, удовольствие от скорости, престиж — каждый находит что-то свое в железном друге. Но у этой медали есть и обратная сторона. Ежедневно по всему миру происходят тысячи аварий. Порой избежать этого не удается. Если такое случилось — главное не паниковать. И знать, что нужно делать в случае ДТП.

Как забыть о ДТП через неделю

Сначала о несложных ДТП, которые рассматриваются в административном порядке. Итак, авария произошла, избежать ее не удалось. В ваших силах сделать так, чтобы все прошло гладко и через пару недель вы забыли о случившемся. Страховая компания может выплатить за пострадавшую машину всего 120 тысяч. Естественно, порой ремонт стоит намного больше. Плохо, если вы врезались в дорогую, новую машину. Потому что все, что больше 120 тысяч, будет возмещать виновник ДТП. Если вы не относитесь к последнему, то это, конечно, хорошо. Однако вашу невиновность нужно будет еще доказать.

— Часто бывают такие ситуации, когда человек является потерпевшим, но в итоге его выставляют виновником ДТП, — говорит адвокат Александр Сапожников, который занимается дорожно-транспортными происшествиями двадцать лет. — Помимо доказательства невиновности, у человека есть и другая проблема — сделать так, чтобы страховая компания объективно оценила причиненный вашей машине урон. Из всей этой неприятной ситуации можно выйти без лишних сложностей, если знать, как правильно себя вести при ДТП.

Борьба за следы

Итак, как же правильно себя вести при дорожно-транспортном происшествии? При столкновении нужно немедленно остановиться; ни на какую обочину отъезжать не нужно.

— Первое, что необходимо сделать, — это постараться сохранить все следы ДТП. Нужно поставить знак аварийной остановки не перед машиной, а перед началом следа. Чтобы сохранить все элементы ДТП, одного знака может не хватить. Тогда ограждайте свою территорию огнетушителем, аптечкой, пакетом, ведром и т. д. Всем, что найдется в машине, — советует Александр Сапожников. — Потому что если не принять эти меры, то проезжающие мимо машины сотрут все следы, разметут все осколки. Порой сотрудников ГИБДД приходится ждать долго, даже несколько часов. За это время от осколков и следов ничего не останется.

Потом водитель должен успокоиться и вызвать сотрудников ГИБДД. Время ожидания можно провести с пользой — переписать всех очевидцев (ФИО, адрес, телефон). Эти сведения нужно предоставить сотрудникам ГИБДД. И обязательно сделать копию для себя — чтобы этот документ точно не потерялся. Свидетелями ДТП могут быть не только те, кто проходил мимо, но и люди, которые находились в вашей машине. Друзья и родственники, пришедшие позже, тоже могут помочь — если нужно подтверждение, что сотрудник ГИБДД не хочет указывать все необходимые, на ваш взгляд, элементы ДТП. Если у вас есть компетентные в этом деле знакомые, то не лишним будет позвать их на помощь. Можно позвонить юристу, а еще лучше — адвокату. Если этого не сделаете вы, то это может сделать другой участник ДТП...

ДТП нужно фотографировать

Итак, сотрудники ГИБДД прибыли на место. Вы не должны стоять от них в стороне — нужно следить за каждым замером, за каждой их записью. Лучше, чтобы в протокол было занесено как можно больше элементов ДТП. К таковым относятся осколки, следы, расположение дорожных знаков, видимость, уклон дороги, состояние дорожного покрытия и т. д. Важно указать наличие дефектов проезжей части — ямы, открытые колодцы. Также обратите внимание, записано ли в протокол наличие осадков: дождь, туман, снег, гололед.

Нужно настаивать, чтобы все было зафиксировано. Часто к юристам приходят водители, которые говорят: «Шел дождь, дорога была мокрой, поэтому машину и повело в сторону. Но гаишники в протоколе ничего этого не указали». А в графе «Со схемой согласен» (эти слова написаны очень мелко, и порой на них не обращают внимания) уже стоит подпись... Вне зависимости, виновник вы или потерпевший, — чем полнее записана дорожная обстановка, тем лучше. Это может пригодиться в дальнейших разбирательствах.

Еще не лишним может оказаться фотография аварии (если нет фотоаппарата, то на сотовый телефон). В одном протоколе описывают дорожную обстановку, в другом — состояние транспорта. Здесь тоже важно указать как можно больше. Нужно настаивать на проверке машин — состояния рулевой, тормозной системы, наличие зеркал, изношенность дворников, исправность омывателя. Будьте предельно дотошными и обращайте внимание на все эти моменты. Если ДТП произошло в ночное время, то нужно настоять на осмотре осветительных приборов: регулировка фар, загрязненность световых приборов.

— Помню, был такой случай: легковой автомобиль врезался ночью во впереди идущий грузовик. И вина была не на стороне легковушки — у грузовика хоть и имелись задние фары, но они были настолько замазаны цементом, что функции своей уже не выполняли, — вспоминает Александр Сапожников.

Без вины виноватые

Рассмотрим одну из классических схем ДТП. Водитель едет по главной дороге. И тут со второстепенной выезжает машина... Хотя ей нужно было пропустить транспорт, находящийся на приоритетной дороге! Первый водитель резко тормозит. Но его выносит на встречную полосу, и он сталкивается с тем, кто не посчитал нужным соблюдать правила дорожного движения. Кто виноват? «Конечно же, тот, который ехал по второстепенной», — скажете вы. Это правильно. Но не все так просто. То, что вы невиновны, нужно еще доказать.

Например, участники аварии не потрудились сохранить все элементы ДТП. Через час приезжает ГИБДД. Они обнаружили только те следы от колес, которые начинаются со встречной полосы. Другие уже «смели» проезжающие мимо машины. И человеку, который ехал правильно, задают вопрос: «А почему вы ехали по встречной полосе?» И доказать обратное будет уже сложно. А выезд на встречку — серьезное нарушение. За него можно лишиться прав. А еще якобы виновник ДТП будет возмещать материальный ущерб водителю, не уступившему дорогу... Но даже если нужных следов не осталось — не все потеряно.

Отстаивайте свою правоту. ГИБДД не соглашается с вашей версией произошедшего — не подписывайте схему. Если инспектор продолжает сопротивляться — внесите в нее замечание, что следы машины зафиксированы не все. В этом спорном случае желательно найти свидетелей ДТП. Если таковых нет, то просто прохожих, которые подтвердят, что есть следы не только на встречной полосе. А их сотрудники ГИБДД не указали.

Если доказать наличие следов на той полосе, на которой изначально ехал водитель, то половина дела уже сделана. Но тогда вам зададут другой вопрос: «А из-за чего ты выехал?» Здесь уже можно рассуждать до бесконечности — это плохое дорожное покрытие, дождь, состояние тормозной системы... Эти факторы не зависят от водителя. Любая экспертиза докажет, что столкновение произошло не по вашей вине. Отклонение автомашины при экстренном торможении допустимо.

И еще пара важных нюансов

Бывает, что из-за возникнувшей на дороге пробки сотрудник ГИБДД что-то черкнет в своем блокноте, даст вам чистый лист протокола и скажет: «Распишитесь, пожалуйста. Я потом все сам допишу». Ни в коем случае не соглашайтесь. Или предлагает сначала убрать машины, а потом заполнять протокол. Так тоже быть не должно. Иногда инспекторы в протоколе пишут фразу «полная деформация кузова».

Водители сначала радуются — думают, что им заменят весь кузов на новый. На самом деле эта фраза ничего не значит. Страховщик смотрит в такой протокол и говорит: «Никаких перекосов нет. Мы вам должны столько-то». И предлагает вам ничтожно малую сумму. Мораль этой басни в том, что нужно настаивать, чтобы все повреждения были записаны: в какой части деформация, где перекос, куда он направлен. В дальнейшем будет легче доказать, что страховщик занизил сумму выплаты. При ДТП нужно обязательно настаивать на медицинском освидетельствовании. Причем только в специальном медицинском учреждении.

— Если у водителя, с которым вы столкнулись, имеются признаки алкогольного опьянения — то тем более нужно медицинское освидетельствование. В протоколе сотрудник ГИБДД может написать: «Запах алкоголя изо рта». А потом, на суде, виновник ДТП скажет: «У меня заболело сердце, и я принял несколько капель корвалола. Поэтому и запах алкоголя появился», — рассказывает о нечестных водителях Александр Сапожников.

Завершающий этап ДТП — написание объяснения, как все произошло. Еще в этом документе нужно не забыть перечислить свидетелей. Как правило, «сочиняя» объяснительную, водители ограничиваются несколькими фразами. Однако здесь тоже нужно рассказать обо всем. И задумываться над каждой фразой. Возьмем опять случай с главной и второстепенной дорогой.

Пострадавший водитель может написать в объяснительной: «Увидел машину, повернул влево». А по правилам в этой ситуации можно только тормозить, маневры запрещены. Потом такой незнающий водитель говорит: «Конечно, руль я не поворачивал, только тормозил, а машину саму понесло влево». То есть это разные вещи: «машина выехала налево» и «я повернул налево». А по его записи можно понять второе. В объяснительной нужно взвешивать каждое слово. В стрессовой ситуации это сделать сложно, поэтому не лишним будет квалифицированная помощь юриста.

Сразу после ДТП или только через несколько дней в подразделении ГИБДД вам выдадут копию постановления. Проследите, чтобы на этом документе было то число, в которое вам его вручили. Потому что если вы не согласны с вынесенным постановлением, то у вас есть всего десять дней на обжалование. Почти все постановления могут быть пересмотрены. Но нужно правильно составить жалобу. Порой, чтобы изменить картину в вашу сторону, без помощи адвоката не обойтись.

Метки:
baikalpress_id:  10 083