История о мамином животике

Около 130 работ было представлено на международном фестивале любительских фильмов «Рыбий глаз»

Пока определены только лучшие любительские ленты среди российских авторов. Впереди финал международного конкурса. За звание победителей фестиваля «Рыбий глаз — 2008» финалистам из России предстоит соревноваться с лучшими фильмами из Японии, Монголии, Южной Кореи.

Фестиваль шагает по миру

Любительское кино отличается от профессиональных лент не столько ошибками в плане монтажа или построения кадра, сколько искренностью и откровенностью. Организаторы и участники международного фестиваля «Рыбий глаз» знают об этом наверняка. Ежегодно на адрес телекомпании АИСТ, устроителя кинофестиваля, приходит больше 100 самых разных постановочных и документальных фильмов.

Нынешний год стал для конкурса юбилейным. Вот уже десять лет, глядя на мир через объектив камеры, видеолюбители соревнуются в создании авторских фильмов. За это время конкурс значительно расширил границы и давно из национального перешел в категорию международного. Только из России в десятом кинофестивале «Рыбий глаз» приняли участие 84 режиссера-любителя. Традиционно свои работы прислали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Тулы, Кирова, Красноярска, Якутии. Новичками стали видеолюбители Камчатки, Татарстана, Башкортостана, участники из Тольятти и Салехарда.

«Санта-Барбары» собственного производства

Традиционно видеолюбители соревнуются в шести номинациях: «Синема», «Родина», «Моя семья», «Путешествие», «Анимация», «Природа» плюс Гран-при — лучший фильм фестиваля. В национальном финале конкурса высшей награды удостоилась работа Натальи Семенюк из Кировской области за фильм «Путешествие в сказку».

По словам организаторов, одна из самых популярных номинаций фестиваля — «Синема». Попробовать себя в роли Кустурицы и Спилберга стремится все большее число видеолюбителей. Но, как заметили ведущие церемонии награждения, бюджет в три сотни рублей и домашний интерьер вместо декораций потихоньку остаются в прошлом. Масштабы кинолент собственного производства растут. Мелодрамы, комедии, фантастика. Кстати, к первым отечественный кинолюбитель питает особо нежные чувства. Видно, обилие мыльных опер на российском телеэкране не проходит даром. Каждый готов снять собственную «Санта-Барбару».

— По условиям фестиваля, хронометраж лент не должен превышать 20 минут, — рассказывает Вера Рыжкович, организатор фестиваля. — Однако, несмотря на это, приходят к нам и полуторачасовые постановочные фильмы. Часто к ним прилагается записка, в которой автор сообщает о том, что выразить свой режиссерский замысел в двадцати минутах у него никак не получалось. Сюжеты мелодрам душещипательны. Отчим обижает детей-сирот, красивые добрые героини претерпевают на пути к счастливой жизни массу бед и невзгод. Играют всем селом. Увлеченно и самозабвенно.

Впрочем, это лишь один из жанров. Что же касается бюджета, то большой роли он, конечно, не играет. В нынешнем году в номинации «Синема» победил фильм, в котором декорацией служил домашний интерьер, а затраты на картину ограничились разве что покупкой галстука-бабочки. Хронометраж фильма — чуть больше двух минут. Главный герой надевает бабочку и перевоплощается в танцора. Все очень просто, но вместе с тем увлекательно и нетривиально. Автор ленты — иркутянин Станислав Афанасов.

Удивительное рядом

Похоже, именно под таким девизом творит большинство авторов. Умение в обычном разглядеть необычное — что может быть важнее для человека с камерой в руках?

В номинации «Природа» победила кинолента Светланы Андроновой и Марии Афанасьевой «Лесные сказки нашего двора». Живую природу им удалось разглядеть не на побережье Байкала или просторах Тункинской долины, а в царстве железа и бетона. Казалось бы, рядовой двор в городе нефтехимиков предстает в картине вовсе необыкновенным.

— За природой мы обычно едем далеко, хотя на самом деле она рядом. Надо только разглядеть. Вот буквально на днях, например, я нашла во дворе пять маленьких опят, — рассказывает Светлана Андронова. — А вообще над фильмом мы работали долго. В ленте есть кадры, которые снимала моя внучка, высунувшись в форточку в сорокаградусный мороз. Уж очень не хотелось упускать момент.

— Нужно проявлять себя! Это так приятно! И фестиваль — одна из немногих возможностей это сделать. Да, порой мы делаем что-то неправильно! Но ведь это не главное! — так считает Эльфрида Невзорова, победитель в номинации «Родина», автор фильма «За окном ничего не происходит».

Это еще одна «дворовая» кинолента, высоко оцененная членами жюри. Интересно, что пять лет назад, впервые принимая участие в фестивале, Эльфрида одержала победу все в той же номинации. Тогда главным героем ее фильма был Иркутск. Иркутск в отражениях луж. Идея фильма сегодняшнего — родину можно увидеть в окошке. В проходящих мимо прохожих, в задиристых воробьях, в шикарных снежных хлопьях. В течение целого года кинокамера Эльфриды Невзоровой стояла на подоконнике. Чуть что интересное — сразу за съемку.

— Кажется, ничего кроме серости за окошком не увидишь. Но порой в собственном дворе такие яркие моменты можно запечатлеть. Однажды, когда наш кот нежился на подоконнике, с той стороны окошка его принялась дразнить птичка. И так она перед ним, и этак! Ну как такое не заснять?

Настоящее кино

Кто-то из года в год присылает фильмы и не побеждает, а кто-то, участвуя впервые, сходу сражает креативной идеей и неординарным видением. По словам организаторов, каждый фестиваль неповторим. Жюри «Рыбьего глаза» традиционно состоит из сотрудников телекомпании АИСТ. Однако не секрет, что профессиональные монтажеры, режиссеры и видеооператоры порой и художественные фильмы смотреть не могут. Ведь часто их внимание привлекает не столько сюжет, сколько технология изготовления. Композиция картинки или смена планов.

— Понять любительское кино дано не каждому, — рассказывает Вера Рыжкович. — Поэтому, оценивая любительские ленты, не нужно быть излишне критичным. Главное — чувства и эмоции, которые дарит фильм. Затронула лента или нет, удивила или оставила равнодушным — вот основной показатель.

Пример тому и номинация «Моя семья». В числе финалистов была картина, в которой автор подробно рассказывал об истории рода. С точки зрения профессионального кино, лента интересна и основательна. Однако по эмоциям ее превзошла совсем другая картина. В небольшом фильме «Обыкновенное чудо» мальчишка лет пяти слушает мамин животик, в котором живет пока еще не родившийся малыш. Ребенок слушает и с неподдельным удивлением и восторгом делится впечатлением. Очень искренне и по-настоящему. Кстати, маленькому человечку, который на момент съемок фильма пребывал у мамы в животике, уже исполнилось девять месяцев.

Метки:
baikalpress_id:  10 094