Татьяна Воронова: «Единство власти — залог успеха»

Работа четвертого созыва Законодательного собрания Иркутской области фактически закончена. После выборов нас ждут заседания обновленного парламента единого региона. А сейчас — время подводить итоги депутатской работы. Ведь только так можно понять, на что способна та или иная партия. Ответ на этот вопрос кроется не только в масштабных инициативах и крупных мероприятиях, не только в партийных документах и программных заявлениях, а прежде всего в повседневной работе — как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти. Самой деятельной и работоспособной фракцией в Законодательном собрании была фракция «ЕДИНОЙ РОССИИ». О работе депутатов-единороссов, о задачах, которые они решали, — обо всем этом мы беседуем с депутатом Государственной думы Татьяной Вороновой. До избрания в российский парламент она была депутатом фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» в Законодательном собрании четвертого созыва.

— Какими были первые шаги фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» в Законодательном собрании?

— На период формирования четвертого созыва пришлась активизация работы по выстраиванию взаимоотношений с фракциями в целом. Уже четко работала фракция «ЕДИНОЙ РОССИИ» в Госдуме, были выработаны основные подходы к ее функционированию, было сформировано понятие о партийной дисциплине.

Она предусматривала то, что все решения обсуждаются коллегиально, каждый член фракции имеет право голоса, возможность отстаивать свою точку зрения, лоббировать интересы избирателей своего округа, но после того, как принято консолидированное решение, задача каждого члена фракции — четко следовать этому решению. В Госдуме на тот момент была еще возможность перехода из фракции во фракцию, и эти переходы, как правило, укрепляли фракцию единороссов в Госдуме.

Примерно такая же картина была и в нашем Законодательном собрании. За время работы ЗС фракция, лидирующая с самого начала, существенно увеличилась. В ее состав вошли не только единороссы, но и представители Партии пенсионеров, независимые депутаты. Кстати, часто решения по важным вопросам, касающимся социально-экономического развития области, социальной политики, принимались при поддержке фракции коммунистов. С одной стороны — парадокс, однако, так и было.

— А что, без поддержки других фракций единороссы не могли провести какие-то решения?

— Могли! У фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» было достаточно голосов, чтобы это делать, не оглядываясь на других, однако это была бы неверная позиция. Законодательное собрание — коллегиальный орган, все избранные депутаты представляют интересы избирателей, а потому важные вопросы должны приниматься с учетом всех мнений, нужно искать компромисс. Такой подход к обсуждению вопросов и принятию решений был как внутри фракции, так и в отношении наших политических партнеров и оппонентов. Это стало правилом работы ЗС четвертого созыва. И конечно, ключевая роль в этом принадлежала и руководству ЗС, и руководству фракции. Я думаю, такая позиция стала залогом слаженной работы ЗС 4-го созыва. К слову, не всегда до этого Законодательному собранию удавалось приходить к единой позиции.

— Какие вопросы решала фракция в период своего становления?

— Во-первых, связанные с организацией деятельности фракции. Был решен вопрос о том, как будет обеспечиваться работа аппарата фракции, расширены обязанности помощников депутатов — к ним стали предъявляться более жесткие требования, в том числе и по работе с территориями. Была опробована новая модель взаимодействия при реализации 122-го федерального закона. Напомню, в октябре-ноябре был принят пакет законов, связанных с так называемой монетизацией льгот, хотя ситуация была непростая.

Могли быть неточности в исполнении закона, и поэтому в оперативном режиме нужно было владеть ситуацией по всем территориям Приангарья, тем более что тогда впервые были введены длинные новогодние праздники. Решением фракции была опробована новая схема работы по мониторингу ситуации. Поручили всем депутатам и помощникам выехать в свои территории, подготовили площадки, куда должна была собираться информация на местах. Таким образом, фракцией «ЕДИНОЙ РОССИИ» в течение полутора месяцев велся постоянный мониторинг ситуации о том, как реализуется 122-й закон. Благодаря этому ряд выявленных «узких мест» и проблемных вопросов удалось решить без принятия отдельного закона.

Позже этот механизм применяли и для мониторинга ситуации, связанной с принятием 131-го закона — о реализации эксперимента по введению двухуровневой системы местного самоуправления. Процесс укрепления взаимодействия с территориями фракция продолжила и через иные механизмы.

Фракция решила активизировать работу с представительными органами местного самоуправления — думами, поскольку депутатов очень беспокоило — что будет в области с началом реализации этого эксперимента? Смогут ли муниципальные образования жить в новых условиях? Ведь нужно было сформировать 4-тысячный депутатский корпус на местах! И местные отделения «ЕДИНОЙ РОССИИ» принимали активное участие в этой работе. Создан постоянно действующий механизм взаимодействия депутатов разных уровней: регулярно, раз в год Законодательное собрание проводит обучающие семинары с депутатами местного самоуправления — это уже стало практикой работы областного парламента.

— Уже подводятся итоги работы нынешнего депутатского корпуса. Что удалось сделать фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ»?

— За это время были решены важнейшие вопросы, связанные с организацией деятельности фракции. Осознаны и приняты членами фракции подходы к фракционной работе. В том числе я имею в виду и партийную дисциплину — если взять мониторинг голосования за весь период работы четвертого созыва, то по нему четко видно: первоначально многие рвались заявить о собственной позиции, но спустя какое-то время пришло понимание того, что по одному голоса особой силы не имеют — нужно выступать консолидированно. И поэтому важно вырабатывать механизмы обсуждения, важно договариваться, уметь расставлять приоритеты. И уже к середине периода работы четвертого созыва депутаты ведущей фракции голосовали четко — раз уж решение принято, оно должно исполняться.

— Как удалось добиться такой согласованности?

— Был выработан механизм предварительного обсуждения перед тем, как выносить вопрос на рассмотрение фракции. Выстроили работу с представителями других фракций и депутатских групп — не для диктата, а в совещательно-переговорном плане. Позиции других политических сил по всем важным вопросам всегда озвучивались, и, как правило, мы приходили к взаимопониманию. Я очень рассчитываю, что такой подход удастся сохранить и в новом Законодательном собрании. Потому что путь пройден непростой, нелегко все это далось и руководству Законодательного собрания, и лидерам фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ».

— Как складывались отношения с исполнительной властью?

— Безусловно, одним из важных моментов работы нашей фракции в ЗС была позиция в отношении тех или иных решений исполнительной власти. На нынешний созыв пришлась уникальная пора двукратной смены исполнительной власти, проходила процедура согласования губернатора. И хочу сказать, что наше Законодательное собрание очень четко показало свою способность к консолидации перед решением задач, от которых зависит будущее региона в целом.

— Но это было вначале, а потом?

— В то время мы вступили в пору перемен. Было много дискуссий, связанных с обсуждением путей развития Иркутской области. Тогда, по сути, отошли от требований закона представить программу действий Александра Тишанина на первом же заседании ЗС, потому что было понятно, что ему необходимо сформировать команду, вникнуть в ситуацию. И фракция с готовностью предлагала свое участие в решении этих вопросов. Тогда открылось «окно возможностей» для региона.

Было много дебатов по программам развития области (их было несколько). Одним из самых главных вопросов было объединение Иркутской области и УОБАО. И фракция в ЗС активно работала не только в плане обеспечения законодательной базы — провели много встреч с населением, семинаров, круглых столов. Пришли к очень серьезному результату — люди поддержали объединение, пришли на референдум и сказали «да». Это был высокий кредит доверия, и со стороны власти было бы непозволительно не оправдать его.

К сожалению, не все решения, принятые в то время, были обеспечены должным исполнением. И Законодательное собрание взяло на себя контроль над воплощением решений в жизнь. Ведь люди, выбирая депутата, наделяют его не только функцией представлять интересы, но и контролировать исполнение тех или иных решений.

Соответственно, Законодательное собрание, будучи серьезным экспертным сообществом, выступило и как контролер за тем, как исполнительная власть реализует и законы, и другие решения. И конечно, это стало точкой преткновения, вызвало очень серьезные споры. На какой-то момент позиции бывшего губернатора и парламента сильно разошлись, дошло до противостояния на сессии ЗС, фракция голосовала консолидированно, депутаты отстаивали свою позицию. Особенно жестко решались вопросы по закону о земле, а также о распределении финансовой помощи по территориям.

— А как в парламенте восприняли приход нового главы региона — Игоря Есиповского? Как вам видится работа с новой исполнительной властью?

— Депутатским корпусом решение о назначении нового руководителя Иркутской области было встречено позитивно, прошли встречи Игоря Есиповского с депутатами ЗС и Госдумы. У меня лично и у моих коллег по депутатскому корпусу очень хорошие впечатления от знакомства с ним. С тем, что пришла новая команда, я и мои коллеги связываем серьезные надежды на выправление ситуации в Иркутской области. Я убеждена в том, что новая исполнительная власть сумеет выстроить взаимодействие с новым Законодательным собранием, что это будет сплоченная команда единомышленников.

У Игоря Есиповского есть четкое понимание того, какими ресурсами обладает Иркутская область, какие тут есть точки роста и что нужно делать, чтобы регион развивался. В его лице появился и серьезный ресурс для привлечения федеральных возможностей. Со своей стороны мы, депутаты-единороссы всех уровней, готовы принимать участие в работе на благо области. Ведь очень важно, что уже в этом году начнется новая страница в истории Иркутской области — будет окончательно создан новый субъект Федерации, наступает новое политическое время. И единство исполнительной, законодательной власти и гражданского общества — это залог успешных действий по развитию Приангарья. К этой цели мы и должны стремиться.

Метки:
baikalpress_id:  22 419