Против грязи и давления — факты и аргументы

На выборы в Законодательное собрание «Справедливая Россия» идет с чистыми руками и готовыми законопроектами

Депутат Государственной думы Иван Грачев — профессиональный законодатель, а возглавляемое им Иркутское региональное отделение справороссов становится командой профессионалов в разных отраслях. Высказанные Иваном Дмитриевичем суждения, поставленные проблемы и предлагаемые решения интересны и заслуживают внимательного рассмотрения.

«Критикуем не оголтело, а профессионально»

Монополия «Единой России» вредна для страны. Идеология, доминирующая в парламенте страны и представительных органах в регионах, не может учитывать все факторы. Есть целый ряд фактов, свидетельствующих об этом.

Например, пенсионная реформа: изначально было очевидно, что создание накопительной системы — это ошибка, в стране нет долгосрочных проектов, способных на протяжении многих десятилетий давать на колоссальную сумму в 100 млрд долларов доходность выше инфляции с очень высокой степенью надежности. Изначально было ясно, что эти деньги будут или съедены, или потеряны.

Практика, итоги шести лет пенсионной реформы доказали полную правоту «Справедливой России». За прошлый год доходность по Внешэкономбанку составила около 4 процентов до вычета накладных, а инфляция в стране превысила 10 процентов. По остальным управляющим компаниям доходность еще ниже. Уже через три года было очевидно, что пенсионная реформа провалилась. И только подавляющий перевес ЕР позволил продлить де-факто проваленную реформу еще на три года.

Именно «Единая Россия» продавила расширение и развитие этой системы. Никто бы не спорил, если бы их предложения обеспечивали устойчивое положение пенсионерам. А что они предлагают? Среди предложений «Единой России» — увеличение возраста выхода на пенсию, рост налогового бремени на всех молодых, кто моложе 1968 года рождения.

Накопительная система, при которой треть суммы вы вкладываете сами, треть работодатель и треть государство, по сути — обман человека: работодатель вложит то, что недоплатит из вашей же зарплаты. При инфляции хотя бы десять процентов в год за пять лет ваши накопления обесценятся наполовину, а за десять лет не будут стоить почти ничего. Соответственно, если государство вам треть добавит, то вам это не принесет практически ничего. И большинство граждан интуитивно это чувствуют, желающих поучаствовать оказалось мало — не миллионы, во всяком случае.

Критика «Справедливой России» носит не оголтелый, а профессиональный характер: с аргументами и фактами, с расчетами и схемами было показано, что это ошибка. Но, к сожалению, из-за того что их большинство, мы не можем даже получить достаточно времени для выступления в Думе, донести свою точку зрения до президента, до премьер-министра.

О доступном жилье и налогах

Такая же ситуация по законам о строительстве доступного жилья. Заранее было доказано, в том числе мое профессиональное мнение, что предложенные ЕР законы о долевом строительстве, Земельный кодекс, Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс — они отвратительны, они сделаны с грубейшими ошибками и их применение приведет только к росту цен в разы, а потом на 30 процентов в год. И в итоге строительство жилья даже сократится просто из-за соотношения зарплат и цен. Эти очевидные ошибки не исправляются, мы даже не можем донести до Государственной думы, что необходимо сделать.

Есть несколько основных способов получения жилья: купить, купить через ипотеку, долевое строительство, построить с помощью стройсберкасс при государственной поддержке. В Государственной думе идет отчаянная борьба, нам ставят палки в колеса, но даже в правительстве нам удалось найти понимание, потому что это мощная антиинфляционная мера, особенно если средства расходуются исключительно на строительство или приобретение жилья.

По нашим оценкам, до 30 процентов населения, в том числе и в Иркутской области, смогут воспользоваться этой схемой. Но все равно остается огромное количество людей, которые не смогут воспользоваться этой схемой, и должен быть социальный найм. К сожалению, даже в Иркутской области есть люди, которые говорят, что если приватизация до 2010 года не остановлена, то строить такое жилье не надо. Для начала, чтобы к 2010 году такое жилье было, его надо начинать строить уже сейчас, землей и инфраструктурой это строительство нужно обеспечить хотя бы в 2009 году. Это часть наших представлений о социальном жилье, часть нашей работы над законом.

Существующая налоговая система не обеспечивает диверсификацию экономики, уход от сырьевой зависимости. «Справедливая Россия» предлагает снижение налогового бремени, но с точки зрения выборов в Законодательное собрание необходима синхронизация действий на федеральном и региональном уровнях. Развитие инновационное предполагает существенное снижение налогов. Если какой-то университет закупит экспериментальное оборудование и оно будет по существующим ставкам обложено налогом на имущество, а потом налогом на недвижимость, то понятно, что это совершенно неконкурентоспособное капиталовложение. Мы считаем, что в таких случаях должны быть существенные налоговые льготы. Но при этом нельзя ослабить региональные бюджеты. Реформа должна быть продумана снизу доверху.

Предложения на эту тему у команды «Справедливой России» таковы: радикальный в виде проекта Налогового кодекса (достаточно давно уже подготовленного) предполагает долевое распределение всех базовых налогов — каждый базовый налог должен быть расписан от федерального до муниципального. И тогда налоговое бремя не ложится тяжким грузом только на местные бюджеты.

Есть более скромные предложения: о перераспределении налогов с учетом количества работников, что Иркутской области касается в значительной степени. Если сравнить поступления в региональный бюджет от предприятий, то доля эта слишком мала, она не выдерживает сравнения даже с соседним Красноярским краем. Дальше начинаются вопросы федерально-регионального уровня: если компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге, но всю прибыль получает в Иркутской области, налоги она платит по месту регистрации. Безусловно, это неправильно, основная часть налогов должна оставаться там, где зарабатываются деньги. На эту тему у «Справедливой России» есть поправки, но их нужно согласовывать с региональными властями.

Ветераны ждут закон

Я бы хотел возглавить Совет законодателей, потому что после избрания Законодательного собрания мы должны будем немедленно запускать ряд областных законов — в том числе закон о ветеранах и о социальном жилье. Это требует как осознания федерального опыта, так и ясного понимания иркутской специфики и проблематики. Пока собираем молодых юристов, которые чувствуют вкус к этой работе, пробуют писать законы, но хотелось бы привлечения опытных специалистов, профессионалов.

Наш законопроект о ветеранах обсуждается уже с мая. Мы хотели бы, чтобы был комплексный областной закон — на Ставрополье, например, «Справедливая Россия» сумела такой провести. Дискуссия в Иркутской области показала, что ключевым моментом для людей является несправедливость самого определения «ветеран». Размеры льгот даже вторичны, люди согласны, что различия должны быть, но ключевая тема — присвоение звания. Безусловно, большинство тех, кто получил это звание, — замечательные люди, но и среди тех, кто не получил, таких людей не меньше. Часто кто-то был лишен звания по политическим моментам. Наиболее часто встречается предложение присваивать звание по стажу: 30—35 лет, отработанных в Иркутской области и подтвержденных трудовой книжкой.

Возникала тема восстановления северных коэффициентов — хотя бы в виде снижения подоходного налога. С точки зрения борьбы с оттоком населения с Дальнего Востока и из Сибири это абсолютно правильно. Но это тема такая, что все депутаты от Иркутской области должны выступать единым фронтом.

Не всякая альтернатива хороша

Попытки создания альтернативных предприятий областного подчинения, о которых говорят, в том числе и в администрации Прибайкалья, — малореальный путь. Например, небольшие авиационные компании в большинстве своем банкроты. Поддерживать уровень сервиса при ценах ниже крупных компаний не удавалось еще никому, и эта компания будет висеть на областном бюджете тяжким грузом. Федеральный бюджет мог бы ввести для сибиряков дотации, ведь нельзя разрывать страну на части. Тут нужно считать, но я думаю, что это не те суммы, которых бюджет не выдержит.

Другая тема — нефтеперерабатывающие заводы. Если степень извлечения керосина у нас из-за несовершенства технологий и оборудования ниже, чем во всем мире, то, естественно, керосин будет дороже. Это означает, что нужно делать вложения в модернизацию. Если бы администрация области делала вложения в такую модернизацию, требуя взамен доли, я бы посчитал это правильным. Опять-таки, нужно для таких предприятий, работающих, по сути, на будущее страны, требовать серьезные налоговые льготы. Но нужно давление со стороны региона на федеральный уровень.

«Мы гордимся тем, какая война против нас развернута»

Одна из причин, по которой я возглавил список «Справедливой России» на выборах в Законодательное собрание Иркутской области, — нужно иметь не вертикаль, но устойчивую систему, отлаженные связи между федеральными и региональными депутатами. Такое участие может быть обеспечено за счет участия в Совете законодателей, который мы обязательно создадим, чтобы федеральные депутаты лучше понимали региональные проблемы, а региональные депутаты имели представление о федеральной тематике.

Отчасти мы гордимся тем, какая война против нас развернута, — это свидетельство как нашей силы, так и потенциала роста. Но формы, в которых это делается, эти грязные издания абсолютно неприемлемы. Мы будем бороться всеми законными средствами, будем подключать и Сергея Миронова, и, может быть, премьер-министра, чтобы разобраться, кто же это так работает. Мне кажется, что такие формы характерны для «ханских» областей и республик, но это абсолютно непохоже на Иркутскую область; надеюсь, избиратели это поймут и разберутся, что к чему.

Я, конечно, ожидал давления на наших сильных кандидатов, и очень жаль, что наш недавний коллега Андрей Чернышев из Братска оказался слабоват. Главное, однако, в другом — в самих по себе фактах давления. Они имеют место и в отношении других кандидатов «Справедливой России». Мы не будем использовать такие приемы, мы противопоставим ударам ниже пояса только факты, только аргументы, только соревнование проектов и программ.

В будущем ЗС наши депутаты могли бы возглавить комитеты по бюджету, экономической и социальной политике, комиссию по контрольной деятельности. Специалистами в различных сферах деятельности Законодательного собрания являются практически все наши кандидаты — они могли бы получить поддержку с федерального уровня по любому вопросу.

Метки:
baikalpress_id:  22 401