Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...

Чем занять любимое чадо в свободное от учебы время?

Этим вопросом в преддверии 1 сентября задается немало родителей. Какая секция или кружок позволит совместить приятное с полезным? Как не перегнуть палку в стремлении воспитать гармонично развитую личность?

Играем вместе

При выборе секции или кружка исходить нужно из интересов ребенка, уверена Наталья Безуглая, детский психолог иркутской региональной общественной организации «Центр материнства и детства». Никто не знает наших детей лучше, чем мы сами. Обратите внимание на то, чем увлекается ваш малыш. Во что с упоением играет и какие вопросы чаще всего задает ваш юный почемучка? Кто-то любит петь и танцевать, кто-то — рисовать и лепить.

Если дочка с азартом помогает маме готовить ужин, возится с тестом, лепит пирожки и украшает фруктами торт, то кружок маленьких хозяюшек придется девочке по вкусу. Если вместо спокойных домашних игр ребенок бежит на улицу, скачет, играет с мячом и карабкается по турникам и радугам, спортивная секция для него предпочтительнее. А вот если мальчишка, высунув язык от усердия, часами может собирать конструктор или складывать пазлы, центр технического творчества как раз то, что нужно.

— Таланты и способности ребенка никогда не пройдут мимо родителя, если его ежедневное общение с ребенком не ограничивается вопросом «Как дела?». И чем шире будет спектр занятий малыша, тем больше вероятности найти то, что нужно, — говорит Наталья Безуглая. — Ребенок навряд ли заинтересуется драматическим кружком или бальными танцами, если ни разу не был в театре или филармонии.

Однако не спешите вести трехлетних карапузов в художественный музей или на драму в трех действиях. Для малыша это может быть слишком утомительно. Наверняка рядом с вашим домом есть художественная школа или детский клуб. Сводите ребенка на выставку рисунков или на спектакль для родителей. И по тому, как он воспримет культпоход, вы наверняка поймете, понравилось ему зрелище или нет.

— Сегодня малыша можно заинтересовать цветами и бабочками, а завтра звездами и луной, — продолжает Наталья Безуглая. — Даже дома, прочитав энциклопедию о морях и океанах, а потом вместе начертив карту выдуманных рек и озер, вы можете устроить малышу настоящее приключение. А уж если по пути на речку вы вместе исследуете окрестную канаву на предмет головастиков, жучков и паучков, то интерес к живой природе гарантирован. Кто знает, может именно после этого в вашем ребенке проснется маленький биолог, исследователь и следопыт.

Лучше меньше, да лучше

На вопрос, сколько кружков и секций лучше всего посещать, никто вам ответить не сможет. Зачастую, стремясь оградить ребенка от влияния улицы, заботливые мамы и папы стараются занять любимое чадо по полной программе. Однако специалисты предупреждают: переутомление и чрезмерная занятость ничем не лучше полного безделья.

— Первое, от чего надо отталкиваться, — это самочувствие ребенка, — считает детский психолог Наталья Безуглая. — Один малыш после школы и двух секций приходит домой веселый, энергичный и довольный, а другой, наоборот, уставший и нервный. Сил на игры, мультфильмы и общение с вами у него не остается. В этом случае важно понять, в чем причина. Может быть, в силу особенностей физического и психологического здоровья дополнительные занятия действительно утомляют ребенка. А может быть, они просто ему неинтересны. Даже взрослый человек, не говоря уже о детях, всегда быстро устает от занятий, которые кажутся ему скучными.

Вполне возможно, что баскетбол нравится ребенку гораздо больше плавания, на которое вы записали его из-за слабой мышечной массы и искривленного позвоночника. Здесь важно прийти к компромиссу, ведь у родителей, как правило, свои мотивации, а у ребенка свои. Поговорите с малышом, пообщайтесь с педагогами. Занятия без интереса и стремлений ничего хорошего вашему чаду все равно не принесут.

Дальше, выше и быстрее

Заботясь о здоровье малыша, родители зачастую стремятся отдать ребенка в ту или иную спортивную секцию. И это правильно. Но что делать, если активным, шумным играм ребенок предпочитает тихие домашние? Оказывается, и здесь всегда можно подобрать направление, которое оптимально будет отвечать интересам и особенностям темперамента малыша.

— Одному нравится в воде плескаться, а другому бегать и прыгать. Музыкальных и ритмичных ребят лучше записать на гимнастику. Шустрых живчиков, везде лазающих и прыгающих деток — на акробатику. Ведь из хулиганистых мальчишек всегда замечательные акробаты получаются, — рассказывает Ирина Цепелевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «ДОД Дворец спорта «Юность» города Иркутска. — А вот для менее темпераментных, но усидчивых и выносливых ребятишек подойдут циклические виды спорта. Например, плавание. Сразу оговоримся: если по причине проблем с осанкой или позвоночником врачи предписали вашему чаду занятие плаванием или гимнастикой, то надо искать клуб или центр со специальными оздоровительными группами. Детско-юношеские спортивные школы принимают только здоровых, хорошо развитых ребятишек, способных к серьезным занятиям.

Сольфеджио и нотная грамота

Одна моя хорошая знакомая, будучи преподавателем сольфеджио, однажды сказала: «Никогда не веди ребенка в музыкальную школу, если он сам тебя об этом не попросит».

— Учеба в музыкальной школе — это настоящий труд, это системное, фундаментальное обучение, — рассказывает Светлана Лочева, заведующая теоретическим отделением областной школы искусств. — И родители не всегда отдают себе в этом отчет. Именно поэтому интерес и желание ребенка играют здесь огромную роль.

Приведем пример. Три часа хора, два часа сольфеджио и два часа фортепьяно в неделю. Итого семь часов занятий для ребят младших классов на отделении фортепьяно. Согласитесь, труд нелегкий, а без интереса к предмету и вовсе адский. Поэтому, прежде чем привести малыша в музыкальную школу, объективно оцените возможности и желания своего ребенка.

— Прежде чем приступить к вступительным испытаниям, мы проводим три консультации. Мы знакомимся с ребятами поближе, рассказываем, объясняем, вдохновляем. И уже здесь мы замечаем детей, у которых глаза горят от нетерпения, и ребят, которым музыка не интересна. Бывает, что после консультации педагоги сами подходят к родителям и просят еще раз подумать. Если же вы чувствуете, что малыш действительно желает прикоснуться к прекрасному — смело ведите его в ближайшую музыкальную школу.

— Занятия музыкой учат не только игре на инструменте или, скажем, нотной грамоте, — рассказывает Светлана Лочева. — Музыка учит чувствовать и понимать прекрасное, сопереживать и сострадать. Она прививает ребятишкам терпение, усидчивость, учит не бояться публичных выступлений.

Рисуем, лепим и творим

Если на обучение в музыкальной или художественной школе вы по каким-то причинам не решились, а творческий потенциал у малыша налицо, обратитесь в детские центры и клубы по интересам. Изостудии, кружки керамики, вышивки, бисероплетение — в Иркутске спектр предлагаемых увлечений весьма широк. От картинга и конного спорта до кружка юных моряков и маленьких хозяюшек. Разброс цен велик. От бесплатных кружков и секций в государственных муниципальных учреждениях до комплексных занятий в школах раннего развития за весьма приличные деньги. И тут, опять же, не мешает вспомнить советы психолога. Если у ребенка развито логическое мышление и над решением головоломки он может просидеть весь вечер, смело отправляйте пытливое чадо на шахматы и шашки.

А если ваше чадо не прочь прополоть грядку или с завидной регулярностью приносит в дом бездомных кошек и собак — на станции юных натуралистов его встретят с радостью. Славится наш город и центрами технического творчества, в которые смело можно приводить юных автомехаников и авиаконструкторов. Главное, чтобы дарованию исполнилось хотя бы лет пять, а то, несмотря на исключительно просветительские цели, он запросто может слопать пару мелких деталей. Если ваш малыш совсем еще мал, но вы полны решимости приобщить его к миру творчества, отдайте чадо на рисование.

— Каждый ребенок с рождения гений, и чем раньше малыш берет в руки карандаш, тем быстрее от хаотичных каракулей он придет к узнаваемым образам, — рассказывает директор центра детского творчества, архитектуры и дизайна «Пирамида» Наталья Ремизова. — Мы не учим рисовать, мы развиваем у ребят воображение. Через эмоции, чувства, фантазию. Рисунок — это прежде всего самовыражение.

Отсюда совет родителям: никогда не показывайте детям, как надо рисовать. Мама чертит пилу с двух сторон и говорит, что это елочка, рисует треугольник на квадрате и говорит, что это дом. Нельзя навязывать стереотипы! Путь малыши рисуют сами, пусть изобретают, придумывают и выражают свое Я. Каракули со временем обязательно превратятся в образы. В образы, а не в шаблоны.

Метки:
baikalpress_id:  22 394