Книга — любимое место фантазий ребенка

Сказки играют воспитательную роль и открывают глаза на поэзию жизни

Все внимательные и заботливые родители знают, как важна для развития ребенка литература. Ничто так не развивает фантазию маленького ребенка, как книга. Ритмичный текст и красочные иллюстрации всегда оставляют место воображению, они притягивают малышей. Книжки — это любимое место фантазий, царство внутреннего мира ребенка.

Дети предпочитают самое лучшее

Итак, вы впервые отправляетесь за детскими книжками для своего малыша. И первое, что бросается вам в глаза — огромный выбор детской литературы. Книжки прекрасно изданы, но их так много! Как не ошибиться? Как доставить малышу радость, не испортить его вкус и сделать развлечение развивающим? Вот что советует консультант книжного магазина Елена Северухина:

— Самое главное в любой книге — хорошие иллюстрации, красочные, крупные, хорошо прорисованные (не схематичные), добрые и реалистичные. Немаловажно, чтобы картинки соответствовали тексту. Иллюстрации в книгах для детей старше четырех лет (дошкольников) могут быть уже более сложными и причудливыми, не совсем реалистичными и с юмором (такими они могут еще быть, например, к произведениям Бориса Заходера). Самые первые книжки для ребенка — это обычно детские небольшие стихотворения. Для ребенка важен ритм. Но при покупке обязательно надо вчитаться в смысл. Скорее всего, малыш на всю жизнь запомнит первые стихотворения, которые ему часто читали родители, и хочется, чтобы эти произведения были действительно талантливыми. Покупайте книжку, только если она действительно очень понравилась. В крайнем случае, если она лучшая из многих вариантов, которые вы видели.

Книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, иначе вряд ли удастся его заинтересовать. Желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.

Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на прочность страниц и обложки. По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам смог переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.

Как хорошо уметь читать

Современные родители как можно раньше стремятся научить ребенка читать. Как это можно сделать?

— В традиционной системе обучения чтению, которую можно начинать с 5 лет, основная работа идет со звуком: его анализ, различение гласных и согласных звуков, ставится артикуляция. Затем звуки объединяются в сочетания, — рассказывает Евгения Грищенко, учитель-логопед Центра обучения и развития дошкольника. — После проработки всех сочетаний даются простые слова. Такая система обучения используется и в детских садах, и в начальной школе. Наглядным пособием при такой методике является всем нам хорошо знакомый букварь.

Пока у ребенка не сформирован словарь, он не говорит фразами, не стоит давать ему чтение. Но если ребенок способный, у него чистая речь, он проговаривает все звуки — тогда можно и раньше начать обучение. Сейчас у многих детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, то есть они не различают звуки. Отсюда идет нарушение звукопроизношения. С этим, конечно, нужно работать.

Русский язык, в который можно поиграть

Чтобы снизить возраст, при котором начинается обучение чтению, до 3 лет, можно практиковать сочетание методик: классической и по кубикам Зайцева. Методика обучения чтению по кубикам Зайцева была внедрена в 1998 году, — рассказывает Тамара Удалова, педагог-психолог Центра обучения и развития дошкольника. — Н.А. Зайцев взял за принцип построения своих кубиков не слоговой, а складовой метод. Склады — естественный языковой блок, воспринимаемый и произносимый слитно. Это цельные структуры, при их чтении нет нужды составлять в единое целое отдельные элементы, делать лишнюю работу.

Лишняя работа для ребенка — это не только соединение искусственно расчлененных звуков в слоги, но и вся сопровождающая обучение чтению атрибутика. Парта, твердый стул, ровная спина, книга на расстоянии не менее 30 сантиметров — всс это лишь сковывает, утомляет ребенка, не говоря уже о заболеваниях глаз и позвоночника. В зайцевских группах ведущий вид деятельности — игра. При этом постоянно работают три анализатора: тактильный, зрительный и слуховой. И в отличие от традиционной системы ребенок находится в постоянном состоянии успеха: его никто не ругает, не ставит оценок.

По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на картонных кубиках, которых в наборе 42 штуки. Они разных цветов и размеров, с разными наполнителями. «Железные» для звонких складов, «деревянные» — для глухих, «золотые» — с гласными. В комплект также входят 3 настенные таблицы, которые на каждом занятии преподаватель с детьми пропевают, и аудиозапись, чтобы воспринимать звуки на слух. В результате такого обучения дети начинают читать сначала словами, а затем и целыми предложениями.

Оберегайте детей от чернухи

Чтобы узнать мнение профессионала о детской литературе, наш корреспондент встретился со Светланой Волковой, известной в Иркутске и за его пределами детской писательницей, удостоенной почетного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ и губернаторской премии. Ее первая книга, изданная в 1975 году, разошлась по стране тиражом в 300 тыс. экземпляров. Главный герой первого сборника Светланы Волковой «Облачный пудель» стал персонажем популярного мультфильма.

— Светлана Львовна, как бы вы сформулировали главную задачу детского писателя?

— Очень важно, чтобы дети оставались детьми. Не стоит подстраиваться под ребенка, как сейчас очень часто делают. Некоторые детские авторы считают, что ребенок сейчас другой, какой-то крутой, продвинутый, жестковатый. И потому так много печатается для детей детективов, черного юмора, переделанных сказок. Ребенку это совсем не надо. Поэтому задача детского писателя в том, чтобы охранить вкус ребенка, его мировосприятие от всего такого чернушного, желтушного, грубого и дешевого.

— Какие-то специальные знания должны быть у детского писателя? Например, в области психологии, педагогики.

— Стать детским писателем невозможно, как и стать, например, китайцем — им надо родиться. Если у тебя нет особой жилки, сохранившегося детского взгляда на мир — то ничто тебе не поможет стать детским писателем. Сказочник должен всегда сохранять способность удивляться и радоваться.

— Как вы думаете, кто должен заниматься работой по развитию детского чтения?

— В первую очередь семья, педагоги в школе. Пропагандой детского чтения должны заниматься и СМИ, но в телеэфирах я давно уже не видела детских писателей, нет детских передач как таковых и на местном уровне. Сейчас очень мало внимания детям уделяется, учителя в панике, они не знают, с кем им работать — с детьми или с их родителями.

— Какую роль играют сказки у современных детей, уже в столь раннем возрасте привыкших к компьютерам и получающих гораздо больше информации о мире и людских отношениях, чем десять лет назад?

— Своим нравственным обликом ребенок обязан сказке, потому что сказка, как сказал Ушинский, — народная педагогика. Сказка объяснит ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Она несет в себе воспитательную роль, открывает глаза на поэзию жизни. Человек должен расти с верой в хорошее, иначе он будет морально изуродован.

— Как вам кажется, существуют ли сегодня отечественные современные герои, вымышленные или реальные, которым нынешние дети готовы подражать? Какие новые образы могут быть для современных детей авторитетными, к чьим советам они будут прислушиваться?

— Дети всегда ищут примеры для подражания. Например, у многих мальчишек кумирами становятся герои комиксов: Человек-паук, Бэтмен и так далее. Но я считаю, что должны возродиться традиции, когда все равнялись на сильных, мужественных, настоящих людей. Мой внук, когда в 9-летнем возрасте прочитал «Повесть о настоящем человеке», испытал потрясение и внутренне изменился: стал сдержаннее, мужественнее. Такие герои, как Маресьев, нужны, но я их сейчас не вижу. Мало у детей реальных образов для подражания. Конечно, есть люди мужественных профессий, которые ежедневно кого-то спасают, жертвуя собственной жизнью, но в литературе такие темы затронуты недостаточно. Нет государственной политики в этом направлении.

— Как объяснить малышу, что такое добро и что такое зло? Можно ли считать это главной задачей в воспитании ребенка?

— Конечно, это главная задача, ради этого и хлопочем. Объяснить можно только путем воздействия на его ум и сердце эмоциональными и художественными методами. Я не думаю, что проповедь или нотация возымеют должное действие. А художественный образ уже сам по себе имеет такое влияние. Но чтобы создать такой образ, надо самому как-то переболеть этим, почувствовать, а это не очень легко.

Как выбрать детскую книгу

Выбирая книжку ребенку, помните, что она должна отвечать следующим требованиям:

* Страницы книги должны быть из плотной бумаги — это поможет ребенку самостоятельно переворачивать и при этом не рвать их.

* Иллюстрации должны быть цветными и крупными.

* Шрифт должен соответствовать стандарту и быть только черного цвета.

* Рисунок должен быть без лишних деталей, на однотонном фоне.

* Изображение предметов должно быть схожим с реальным (например, заяц должен быть белого или серого цвета, с длинными ушами и коротким хвостом). Такое изображение формирует у ребенка правильное представление о предмете, развивает мышление и внимание.

* Выбирая книгу, помните, что она должна соответствовать возрасту ребенка, ее содержание и иллюстрации должны быть понятны малышу.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments