Кто и зачем раскопал могилу учительницы в Усть-Орде?

Совершенно жуткое и невероятное происшествие в Усть-Орде привело в недоумение жителей округа. Кому и зачем понадобилось раскапывать могилу обычной сельской учительницы на кладбище Усть-Орды? Может быть, гробокопатели надеялись найти в могиле традиционное бурятское захоронение с золотыми украшениями? Может быть, у копателей были какие-то таинственные сведения об этой могиле?

Днем 19 июля сотрудник правоохранительных органов Михаил Мельников обнаружил на Усть-Ордынском поселковом кладбище раскоп. Оказалось, кто-то вскрыл могилу. Михаил позвонил своим коллегам на пульт 02 и сообщил о происшествии. Сразу же была организована оперативная группа, которая и выехала на кладбище.

Оказалось, вандалы осквернили не свежую могилу. В 2005 году в ней была похоронена бывшая учительница одной из местных школ, не старая еще женщина по фамилии Саратова. Вандалы потрудились — глубина раскопа была более одного метра, ширина немногим менее метра. Надгробная крышка была повреждена. Но на останках милиционеры не нашли никаких видимых повреждений.

Земля над захоронением такой давности должна была уже хорошо слежаться, поэтому сил и времени на это было затрачено, видимо, довольно много. Поскольку кладбище в Усть-Орде, как и любое поселковое кладбище, никем не охраняется, сторожа там нет, преступники могли копать так долго, как нужно, никого не боясь. Естественно, дирекции, как на кладбищах городов, тоже нет. За порядком следят родственники покойников. Кладбище не огорожено, находится на горе за Усть-Ордой, довольно далеко от поселка. Поэтому опасаться вандалам было некого.

В чем причина интереса именно к этой могиле, непонятно. Но определенно интерес был нешуточный. Людям, которые раскопали могилу, пришлось либо идти пешком напрямую от поселка до кладбища — а это девять километров, либо ехать по трассе — это километров девятнадцать. А потом еще копать. Впрочем, можно исходить также из того, что могила учительницы находится в самом дальнем конце кладбища, почти у леса — возможно, вандалы, решив пограбить могилы, выбрали просто самую дальнюю от дороги и защищенную лесом.

Случай наделал много шума, и начальник криминальной милиции отдела внутренних дел Николай Парфеевиц даже специально собрал пресс-конференцию, где рассказал, что существует несколько версий. Одна из версий, которую разрабатывают сотрудники милиции, — ограбление могилы. Правда, дочь покойной Галина, проживающая в Иркутске, но сразу же опрошенная милицией, утверждает, что на матери не было ничего ценного. Тем не менее эта версия не отметается. Ведь преступники могли только подозревать о нахождении в могиле ценностей, но точно не знать, есть они там или нет.

Ничего особенного на могиле, что указало бы на преступников, не нашли. Правда, была обнаружена рюмка. Но кем она была оставлена, пока непонятно — может, родственниками, поминавшими покойницу, а может быть, и преступниками. К приезду милиции рюмка была прибита к земле дождем, вся в каплях.

Время преступления пока не установлено. Скорее всего, могила была разрыта за несколько дней до обнаружения факта вандализма. Так же, как не установлены пока и подозреваемые. За одни только сутки было опрошено 19 человек, которые могли иметь какое-то отношение к этому делу.

Дух умершей будет преследовать род осквернителей могилы

Могли ли преступники подозревать, что в могиле есть нечто ценное? Действительно, раньше буряты оставляли с покойным определенное количество украшений — хоронили, что называется, при полном параде. По словам Юрия Башланова, краеведа из Усть-Орды, по сравнению со Средневековьем элементы христианских и бурятских похоронных обрядов изменились, хотя многое осталось прежним. Согласно бурятской мифологии, умирая, человек обретает вторую жизнь, где он не знает проблем и нужд.

— С умершим кладут предметы обихода, например курительный прибор, расческу, украшения. В зависимости от социального статуса, от материального достатка клали различные дорогие украшения: серьги, подвески, бусы с кораллами, серебряные пояса и многое другое, — рассказывает Юрий Борисович. — Раньше в гроб клали и предметы утвари. Одежда — по сезону, если умирал зимой, то хоронили в зимней одежде, если летом — в летней. В чем человек ходил, в том его и хоронили.

По словам краеведа, сейчас не все придерживаются данных обычаев, но основная часть старается совершать захоронение по всем канонам. Однако, как оказалось, если даже злоумышленники рассчитывали поживиться дорогими украшениями, их постигло тяжелое разочарование. Как отметила Галина Балюева, секретарь общины шаманов Эхирит-Булагатского района «Сахилгаан», сейчас дорогие украшения не кладут, поскольку на том свете они не воспринимаются как нечто ценное.

— Золото и серебро уже давно не кладется, вместо дорогих украшений надевают дешевые перстни, браслеты. Это раньше были драгоценности, — говорит Галина Андреевна.

Как отмечают знатоки бурятских обычаев, тех, кто совершил такое злодеяние, ожидает тяжелая участь, поскольку они взяли на себя большой грех.

— У любого народа вскрытие могилы — большой грех, святотатство. Еще в Средневековье у бурят было запрещено трогать могилы, это табу. Даже когда производятся раскопки, буряты могут только присутствовать при вскрытии, но участвовать в этом они не будут. Конечно, бывают случаи, когда есть необходимость эксгумировать тело, но и это большой грех, в этом случае нужно обращаться к шаманам и совершать определенные обряды, — объясняет Юрий Башланов.

По словам Галины Балюевой, представитель рода, который осквернил могилу усопшего, совершил тяжелый грех, за который будет расплачиваться не только он, но и дети, внуки и следующие поколения.

— Они закрыли дорогу своим детям, внукам, правнукам и всем остальным. Дух этой женщины от них не отстанет, и даже если не она, то ее родители будут преследовать род осквернителей. Их ждут тяжелые беды. Насколько я знаю, у бурят подобных инцидентов никогда не было, это первый случай. Конечно, это очень страшно, — говорит Галина Андреевна.

Мы продолжим следить за ходом расследования.

Метки:
baikalpress_id:  22 306
Загрузка...