Северобайкальск: дорога романтиков

Люди выстраивались в очередь, чтобы строить БАМ

Северобайкальское отделение Восточно-Сибирской железной дороги, пожалуй, можно назвать одним из самых красивых и живописных участков всей магистрали. Каждый год по нему путешествуют тысячи туристов. Между тем это и самый сложный участок ВСЖД. Кроме того что на нем расположено более 700 мостов, 14 галерей и 10 тоннелей, один из которых — Северомуйский, самый длинный в России, его длина 15 343 метра, Северобайкальское отделение простирается и на 4 территории России: Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область и Республику Саха (Якутия).

Первый камень заложен ленинградцами

Жизнь города Северобайкальска с момента его рождения и до сегодняшних дней неразрывно связана с железной дорогой. Именно строительство Байкало-Амурской магистрали положило начало становлению города. Каждый житель знает, что первый камень заложили ленинградские строители. На привокзальной площади им установлен памятник.

Сам вокзал — архитектурный изыск в виде белого паруса. От него начинается центральная улица города — Ленинградский проспект, на котором расположены все главные административные учреждения. Все здесь построено руками железнодорожников.

— Первый десант строителей высадился 23 июля 1974 года, он состоял из 8 парней — это одиннадцатый отряд из Курмы. Здесь разбили палатки, еду готовили на костре. Так начал зарождаться Северобайкальск, — рассказывает Галина Чернова, заведующая музеем. — Когда был брошен клич о строительстве БАМа, люди самых разных национальностей, из разных республик бросились сюда. Ехали романтики и специалисты. Здесь уже проводился отбор, люди в очередь выстраивались, чтобы их взяли на строительство.

В память о первых строителях при въезде в Северобайкальск много позже соорудили каменную палатку, подобную той, что была у первопроходцев. Там же написана и дата их прибытия, перечислены фамилии.

— Строительство шло огромными темпами, делали на века. Сначала рабочие жили в вагончиках, затем начали строить и общежития. До сих пор многие вспоминают это время как самое лучшее, — говорит Галина Михайловна. По словам заведующей музеем, несмотря на то что прошло уже много времени, люди не забывают великую стройку и с гордостью именуют себя бамовцами.

Самый лучший коллектив

Из небольшого поселка строителей Северобайкальск превратился в мощный транспортный узел. Крупных промышленных организаций в городе нет. Люди работают в бюджетной сфере, в торговле и сфере обслуживания. Основным предприятием является отделение ВСЖД, отчисления которого составляют больше половины бюджета всего города.

— В наше отделение входит больше 60 станций, 1346 километров путей. Участок проходит по 4 территориям — Республика Бурятия, Иркутская область, Республика Саха (Якутия) и Читинская область, — говорит Роман Ринчинов, пресс-секретарь Северобайкальского отделения ВСЖД.

Как отметил Роман, по итогам первого квартала 2008 года Северобайкальское отделение ВСЖД стало победителем соревнований на лучший коллектив. Кроме того, показатели участка всегда одни из самых высоких на всей магистрали ВСЖД. Так, за первый квартал этого года при плане отправки грузов 1132 тысячи тонн было отправлено 1192 тысячи, грузооборот составил 101,4% к плану, отправлено пассажиров 106,7% и т. д.

Любовь к железной дороге привил «Гудок»

Георгий Баранчук был четвертым начальником отделения железной дороги, годы своей службы он вспоминает с удовольствием, хотя и выпали они на самые тяжелые времена — перестроечные.

— В 1992 году меня назначили начальником Северобайкальского отделения. К тому времени строительные дела по линии железной дороги были закончены, возводили предприятия для обслуживания. Мы пропускали поезда с Востока на Запад и с Запада на Восток. Северомуйского тоннеля в то время еще не было, — вспоминает Георгий Петрович.

По словам пенсионера, если бы у него была вторая жизнь, он бы и ее провел на железной дороге.

— В наш поселок, где я родился, привезли как-то газету «Гудок», я прочел ее, мне очень понравились железнодорожные дела, и я поступил в институт железнодорожного транспорта. Окончил институт в Тбилиси. Сначала работал на Свердловской железной дороге, затем в Тынде, а уже оттуда меня перевели в Северобайкальск.

Как отметил Георгий Баранчук, все работали с самоотдачей и на совесть, как истинные труженики. Тунеядцев здесь просто не было. Первый электровоз в Северобайкальске прошел под управлением машиниста Сергея Данильчука. За это он получил именные часы от министра путей сообщения.

— Конечно, когда вел электровоз, волнения у меня были, ведь присутствовал весь руководящий состав нашего отделения. К тому времени у меня был стаж машиниста 5 лет. Перед этим событием у нас проводились соцсоревнования за право вести первый электропоезд, я был его неоднократным победителем. Поэтому-то честь вести первый электровоз была доверена мне, — говорит Сергей Данильчук.

В зимнем саду выращивают тропические растения

Руками железнодорожников отстроен Дворец культуры, в котором есть свой собственный зимний сад. Всего здесь произрастает 86 наименований тропических растений из разных уголков земли.

Сразу возле здания вокзала располагается самое высотное здание города — санаторий-профилакторий ВСЖД «Подлеморье», где не только сотрудники железной дороги, но и все население города может пройти курсы оздоровления и лечения. Кроме обычных мероприятий, таких как грязелечение, спелеотерапия, лечебные ванны, фитотерапия, массаж, здесь есть и такой экзотический способ, как и лечение в капсулах. В капсулу ложится человек и находится там около получаса.

— Это новое американское оборудование, которое предусматривает 12 программ: антистрессовая, снятие мышечных болей, регулирование веса, лечение бессонницы, энергизация и так далее, — перечисляет Нина Коннова, главная медсестра профилактория.

Одиноким предоставляется общежитие

Немалую роль железная дорога уделяет и своим сотрудникам: для семейных строятся дома, для молодых специалистов есть общежитие. В небольшом одноэтажном желтом здании сейчас проживают 13 молодых работников железной дороги и 2 практиканта. 13 комнат поделены на трех- и двухместные, есть своя прачечная, гладильня, камера хранения, общая кухня и комнаты отдыха.

— У нас круглосуточно работает швейцар, следит за порядком. Люди здесь проживают взрослые, проблем у нас практически не бывает, — рассказывает Людмила Захожа, заведующая.

Общежитие открылось три года назад; правда, из старожилов осталось только двое, остальные обзавелись семьями или ушли в армию. Молодые стараются поддерживать установленный порядок и режим. Юные специалисты нашли время и для того, чтобы посадить картофель и цветы рядом с общежитием.

Метки:
baikalpress_id:  9 831
Загрузка...