Новый взгляд на прошлое Азии

В рамках фестиваля «Алтаргана» в Иркутском областном художественном музее открылась выставка «Разговор на вольном воздухе». У иркутян появилась возможность увидеть работы лучших мастеров Бурятии — графику Цырен-Намжила Очирова и скульптуры Бато Дашицыренова. Выставка продлится до 17 августа.

Матрешки-футболисты

Свое творчество Цырен-Намжил Очиров посвятил бурятскому народу — его быту, истории, легендам. Свою деятельность художник всегда совмещал с активной общественной деятельностью: почти всю жизнь он проработал учителем в сельских школах родного края. С помощью своих учеников и односельчан Цырен-Намжил Очиров создал в родном Максохоне краеведческий музей, в котором были собраны народные костюмы, художественная ковка, хозяйственная утварь, охотничьи и рыболовные снасти.

Помимо изобразительного искусства Цырен-Намжил Очиров писал познавательные статьи о своем крае, рассказы, стихи, фельетоны, занимался генеалогией. Долгое время Очиров работал над книгой, в которой были собраны притчи бурятского народа. Книга обильно иллюстрирована его картинами. Цырен-Намжилу Очирову шесть раз присуждались дипломы первой степени и золотые медали советских и международных выставок (последние проходили в Лондоне и Берлине). Однако долгое время искусство Цырен-Намжила Очирова не принимали на родине. Сначала популярность он получил в Литве, потом в России — в Москве. И только в 1991 году прошла его первая персональная выставка в Улан-Удэ. Увы, уже посмертная. Живописец Александр Москвитин был другом Очирова. Художники называли друг друга не иначе как «учитель».

— Это был человек необыкновенной красоты, величавости, благородства, внутренней самодостаточности. Очиров всецело посвящал себя творчеству — работал самозабвенно, без перерывов, — вспоминает Александр Москвитин. — Цырен-Намжил в полной мере народный художник. Его творчество великолепно. Сейчас настоящих художников практически нет. Условия совсем другие. Все идут в сувенирную промышленность: расписывают матрешки президентами и футболистами. Все делается только за деньги. Нет условий для развития народного искусства.

Новый взгляд на историю

Творчество Бато Дашицыренова основывается одновременно на прошлом и настоящем. С одной стороны, в его произведениях чувствуется тысячелетняя история Центральной Азии, но другая сторона — это новый метод создания: постмодернизм. Бато Дашицыренов получил прекрасное художественное образование — закончил Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Ефимовича Репина, отделение театральной живописи. Он работал главным художником Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Потом Бато Дашицыренов занимал такую же должность в Мариинском театре. А сейчас он руководитель скульптурных мастерских Мариинского театра.

— Большую часть времени я занимался живописью, в том числе и в театре. Но человеку всегда хочется того, чего он не умеет, чего у него нет. И последние четыре года занялся скульптурой. Бронза — это очень хороший, мобильный материал. Творчеством я занимаюсь каждый день. Для меня нет такого слова, как «вдохновение», — говорит Бато Дашицыренов.

Метки:
baikalpress_id:  9 809