Картины из конского волоса

Гобелены Ефима Осипова могут прослужить сотни лет

Художественные полотна Ефима Осипова заметно отличаются от работ других художников. Вместо привычных глазу красок и масел в своих произведениях мастер использует только конский волос. Несмотря на специфичность работы, его полотна пользуются спросом. Чаще всего они хранятся в частных коллекциях. В прошлом году один гобелен был подарен и экс-губернатору Иркутской области.

25 тысяч оттенков конского волоса

Тысячи оттенков волоса на гобеленах художника сливаются в единый сюжет. В основном это тема родного края, традиции и обычаи.

— Волосом можно создавать такие панно, что просто сам удивляешься. Пока я не стал заниматься плетением конского волоса, я никогда не замечал, что у него столько оттенков. В Интернете я прочитал, что их более 25 тысяч, — рассказывает Ефим.

Заниматься вплотную творчеством он стал шесть лет назад: для этого проводил краеведческую работу — изучал культуру, национальный быт, творчество мастеров-конкурентов.

По словам мастера, бывали и такие случаи, когда решение своих творческих проблем он находил в снах. Ему снились сюжеты Гэсэра, обряды шаманов.

— Перед тем как приступить к новой работе, я обязательно брызгаю молоком и успокаиваюсь, — говорит Ефим. — Однажды я начал новую картину и забыл побрызгать, и мне приснилось, что это нужно обязательно сделать. Я встал, сделал и сразу успокоился. Большого значения, конечно, снам я не придаю, но иногда прислушиваюсь.

Белый цвет стал редкостью

Первые пробы Осипов проводил на своей родине, у родителей, в поселке Хадахан Нукутского района. Материал брал здесь же, в местном совхозе.

— Несмотря на то что я переехал в Усть-Орду, до сих пор беру материал там, часто знакомые привозят. Конечно, хотелось бы больше, но не всегда получается. Некоторые цвета вообще стали редкостью, например ярко-белый, — говорит Ефим.

По словам художника, фактура волос отличается, будь она из гривы или из хвоста, но для работы требуются все. Конский волос не ест моль, а гобелены долго сохраняют первозданный вид, даже через 100 лет они выглядят как новые.

— Я изучал эпос Гэсэра. Для многих он — герой сказки, а для меня культовый персонаж. То есть я считаю, что он реально существовал. Одно из моих последних произведений так и называется — «Душа Гэсэра». Я создал его безликим, чтобы каждый смог получить возможность стать богом, представить себя в образе Гэсэра, — объясняет Ефим Осипов. — Чтобы его душа проникла в наши души. Этот гобелен подходит для медитации.

Семейные традиции

Над гобеленом «Земля Гэсэра» мастер трудился полгода. Потом его взвесил: оказалось 27 килограммов. На полотне изображена любимая сердцу малая родина художника.

Сейчас творчество молодого художника стало семейным делом. Жена Екатерина также увлекается плетением из конского волоса, этому ремеслу она специально обучилась в художественном училище. Муж, как он сам выразился, — самодеятельный художник. Свое творчество он постигал методом проб и ошибок.

— Сейчас у нас зачастую все работы получаются совместные — вместе составляем эскизы, подбираем цвета. Мы как жюри, объективно оцениваем работы друг друга, — говорит Ефим.

В семье подрастает сынишка Альберт. Несмотря на то что ему чуть больше года, он уже проявляет интерес к ремеслу папы и мамы: у него всегда имеется свой карандашик, которым он помогает чертить эскизы и подбирает рисунки.

— Для многих моих знакомых мое творчество стало полной неожиданностью, но каждый свободен в своем выборе. Мне нравится именно плетение из конского волоса, и я думаю, что у этого искусства есть будущее, — говорит художник. Его слова и подтверждаются делом: многие гобелены приобретают частные коллекционеры, а в прошлом году у мастера приобрели большую картину для экс-губернатора региона Александра Тишанина. Полотно называется «Чингисхан».

— Есть произведения, с которыми мне тяжело расстаться, некоторые я вообще не продаю, они для души. Можно часами их разглядывать и каждый раз открывать что-то новое для себя, — говорит молодой художник.

Метки:
Загрузка...